Апостиль, присяжный перевод, оформление доверенности, открытие банковских счетов и платежных карточек за рубежом, сам процесс легализации – чего только не доводилось проходить белорусским релокантам в последние годы.
Наверное, именно поэтому наш народ приспособлен преодолевать трудности. История с географией заставляют.
Минувшим летом уехавших в ближнее зарубежье на личных машинах ждал новый вызов. Литва и Латвия решили покончить с авто белорусской регистрации и обязали либо вывезти их до середины января 2025 года, либо заменить номера на местные.
Это решение заставило поволноваться белорусов в Польше. Но Варшава успокоила, официально заявив, что так поступать с простыми людьми не будет.

Некоторые это планировали и так, а новости просто заставили ускориться. Потому что сделать все быстро в дальнейшем может не получиться. Стало очевидно, что автомобили придется возвращать на родину.
Как зарегистрировать авто в Польше?
Законодательство Польши требует зарегистрировать машину в течение 30 дней после въезда. И за просроченную постановку на учет положен прогрессивный штраф.
Впрочем, серьезного механизма контроля нет. Полиция вряд ли остановит беспричинно. Соответственно, будет применять санкции к конкретному нарушению (превышение скорости, поворот не в разрешенном месте, неправильная парковка).

В течение 12 месяцев можно оформить автомобиль в качестве личного имущества переселенца (mienie przesiedleńcze). Это позволит получить польские номера без уплаты таможенной пошлины.
Но чтобы автомобиль признали личным имуществом, нужно соответствовать некоторым требованиям (и предоставить документальное подтверждение).

Зарегистрированное таким образом авто в дальнейшем нельзя использовать в коммерческих целях (например, для работы в такси). Также его запрещено в течение года продавать, дарить, отдавать в залог.
Большой объем и гарантия в Беларуси
Александр (все имена изменены) релоцировался к западным соседям на джипе, который ранее купил в белорусском автосалоне.
Он признался, что и так планировал продавать авто следующей зимой. Но новости из Литвы и Латвии заставили поторопиться. После очередной поездки к родителям машина осталась в Беларуси для продажи через доверенное лицо.

"Автоматы" не котируются
Андрей переехал в Польшу на малолитражке – хетчбэке 2009 года. На одном из местных тематических сайтов он проверил количество подобных авто, выставленных на продажу.
Предложений хватало. Но на каждые 10 таких машин приходились лишь 2 с автоматической коробкой передач (как и в его случае). В Польше сложнее продать "автомат", так как тот подразумевает больший расход топлива. А местные жители привыкли экономить в любых мелочах.

Российская сборка
Антону даже нет необходимости в чем-либо сомневаться: у него автомобиль российской сборки. Европейцам она точно не нужна, потому что рано или поздно всплывет вопрос доступности запчастей.


Тем не менее Антон не сомневается, что сможет продать свою "лошадку" на родине. Данная модель вошла в топ-5 самых популярных в Беларуси в своем классе по итогам 2023 года.
Растаможка в Польше того не стоит
Самый очевидный способ легализовать авто в Польше – растаможить. Но для этого в любом случае надо ехать в Беларусь и снимать его с учета.
А потом – ввозить через красный коридор на границе и платить пошлину, акциз и НДС. Итоговая сумма может доходить до 30% рыночной стоимости автомобиля (в зависимости от технического состояния, года выпуска и объема двигателя).

Поэтому при существующих возможностях легализовать личный транспорт в Польше всегда будут нюансы, которые делают более выгодной продажу там, где автомобиль покупался. А на новом месте проще исходить из действующих правил изначально – с момента приобретения машины.
Если, конечно, нет обстоятельств непреодолимой силы. Но выход точно есть всегда.
>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber