Причины тяжелых аварий системны, ведь на должность водителя приходится принимать неопытных людей. Проблему усложняет глобальный дефицит кадров.
Как эту ситуацию могут исправить современные исследования и технологии? Спросили экспертов, взяв для примера громкое ДТП в Беларуси.
Случай на М-1
По данным Следственного управления УСК по Минской области, в апреле 2024-го 26-летний водитель седельного тягача Volvo вблизи деревни Великая Слобода Крупского района не справился с управлением. Он выехал на встречную полосу, где столкнулся с грузовым Citroen.
Следственный эксперимент показал: водитель фуры не учел дорожные и погодные условия, неправильно выбрал безопасную скорость движения. Это и стало причиной лобового столкновения.
Водителю Volvo предъявлено обвинение по ч. 2 ст. 317 Уголовного кодекса Республики Беларусь. С санкции прокурора он заключен под стражу.
Что говорят эксперты?
TWG: Хронические проблемы в подготовке
В последние год-полтора уровень подготовки ощутимо падает и у новичков, и у водителей со стажем. Так считает инструктор по безопасному вождению компании TWG Валерий Шкуртанов.
"Сегодня курс подготовки специалиста на категорию CE – это всего от 12–15 практических занятий в автошколе. Этого категорически недостаточно. Чему можно научить курсанта за 20–30 часов?" – говорит он.
Без обновления системы подготовки водителя в транспортной организации ее руководство неизбежно будет терять деньги и нервы.
Чтобы ситуация улучшилась, он должен понимать:
а) чего от него ждут, какие действия поощряются, а какие нет
б) как такого добиться
в) насколько у него это получается в каждый момент и почему.
IRU: Ситуация еще больше усложнится
Раньше белорусских водителей активно переманивала Европа. Сегодня ее место занимает Россия.
Представитель Международного союза автотранспорта (IRU) в Евразии Вадим Захаренко говорит: по итогам 2023 года дефицит профессиональных водителей грузового транспорта в России достиг 14%. Это свыше 300 тыс. человек.
Если справиться с проблемой не удастся, то к 2028 году дефицит водителей грузового транспорта увеличится более чем в два раза.
Владельцы транспортных компаний констатируют острую нехватку кадров на рынке труда. Последствия могут оказаться плачевными.
Для того чтобы компенсировать дефицит водителей, грузоперевозчикам приходится снижать требования к опыту работы и квалификации соискателей.
Снижение квалификации влечет за собой увеличение эксплуатационных затрат и "пережогов", высокий уровень ДТП и простои после них, повреждения грузов ДТП.
INFINIUM: математика помогает выйти из тупика
Первое, что потребуется в новых условиях транспортным компаниям, – это подключение нейронных сетей к повышению квалификации водителей. Так утверждает основатель управленческой платформы Infinium Михаил Дедунович.
Автоматизированная система OptiDriving разбирает "на атомы" каждую поездку: показывает действия за рулем с точки зрения эффективности, указывает водителю, что и как лучше делать оптимальнее и безопаснее.
Это помогает мягко подталкивать его к экономичному и аккуратному вождению.
Алгоритмы автоматизируют приемку отчетов от водителей и снижают влияние человеческого фактора в "разборе полетов".
Кроме того, они позволяют начислять заслуженные премии тем водителям, которые повторяют правильные действия каждый день.
А чтобы оценивать справедливо и безошибочно, используется big data работы 100 тыс. водителей за 20 лет на всех дорогах и видах автомобилей.
>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber