Украинский – крупнейший в Восточной Европе – рынок запчастей для электромобилей по понятным причинам закрылся. Запаса деталей для ремонта и обслуживания Tesla у белорусских автосервисов хватит еще, может быть, на пару недель.
Сейчас СТО в Беларуси из-за сложившейся ситуации в поиске других поставщиков, смотрят на Китай. Кроме того, есть трудности и с поставками самих автомобилей из США. Автомобильные аукционы заморозили белорусские аккаунты. Операторы доставки прекратили отгружать контейнеры в порт Клайпеды для адресатов из нашей страны.
Пока на складах еще есть запас расходников, а компании обходными путями пригоняют битые американские автомобили. Мы посмотрели, какой минимум денег нужно иметь в кармане, чтобы успеть заскочить в клуб владельцев Tesla.
Ремонт – дело тонкое
Tesla – один из лучших электромобилей. Аксиома. Быстрый и комфортный, с внушительным запасом хода. На новые Tesla цена заоблачная для наших реалий, под 100 тысяч долларов. Поэтому практически все Tesla в нашей стране с пробегом и битые, из США. Бум на пригон электромобилей из Америки случился в канун Нового года. Все из-за того, что с 1 января 2022 года появилась таможенная пошлина на ввоз электромобилей в 15%. Правда, уже 24 марта ЕЭК ее обнулил вплоть до 2024 года.
Самая дешевая Tesla стоит сейчас 25900 долларов. 2012 года выпуска и пробегом 260 тысяч километров. Уставший экземпляр. Самая дешевая в линейке свежих Tesla – Model 3. Восстановленная "под ключ" слегка битая, но практически новая Model 3 обойдется около 35000 долларов.
"98 из 100 Tesla в нашей мастерской – под восстановление, пригнаны из США", – рассказывает руководитель TeslaService.Minsk Дмитрий Степаненко. Его команда три года обслуживает и восстанавливает Tesla. "Делаем кузовной ремонт, окраску, ремонт подвески, электронную настройку под европейские условия эксплуатации. Ремонт Tesla дело тонкое. У них легкий алюминиевый кузов с трехсоставным креплением элементов: заклепки, специальный кузовной клей и аргоновая сварка", – уточнил автовладелец.
Пан или пропал
Никто не может гарантировать состояние битого автомобиля из США по его прибытии новому хозяину. На сайте аукциона представлены только фотографии и сухое описание. По этой скудной информации и можно судить о повреждениях. Даже опытный подборщик может упустить мелкие, но важные детали.
В такую историю как раз и попал владелец Tesla Model S. На фото был виден легкий удар в переднюю правую часть: разбита фара, замятые крыло и пассажирская дверь. Казалось бы, косметические повреждения. Однако у этой модели именно по правой стороне проходит много важных узлов.
Владелец был не в курсе этого нюанса. Колесо сместилось и перебило высоковольтный кабель от батареи к моторам, а с ним и трубки пневматической подвески. Также выстрелили пиропатроны – это система безопасности, которая обесточивает электрокар. В итоге планируемый ремонт с 5 тысяч долларов раздулся до 9 тысяч.
Другой негативный момент. Битые машины в США грузят в контейнеры небрежно, как настоящий хлам. Нередко вилами автопогрузчик пробивает аккумуляторные батареи. Поэтому на случай столь неприятного сюрприза стоит заложить в бюджет ремонта лишние пару тысяч долларов.
Будем посмотреть
Крупнейший в Восточной Европе рынок запчастей для Tesla был украинский. Он по понятным причинам закрылся. Каждый день перевозчикам авто из США санкции ставят новые барьеры.
Битый автомобиль с аукциона и без того лотерея. Особенно если мы говорим про полет инженерной мысли – электромобиль Tesla. И по всей видимости, даже в такую остросюжетную лотерею нам сейчас не суждено сыграть. До того момента, пока компании не выстроят новые логистические цепочки доставки автомобилей, а мастерские не найдут новых поставщиков запасных частей.