
"МАЗ-СПОРТавто" в "Дакаре" пока не выступает – завод под санкциями. Но есть и другие ралли-рейды, где пилоты поднимаются на пьедестал. Tochka.by узнала, как наши гонщики учились ездить и жить в песках, строили свои мощные грузовики и в итоге стали одними из лучших.
Тысяча чертей
Команда только вернулась с бахи "Тихий дон". Механики перебирают технику после изнурительной гонки.
Гоняют на мощных "МАЗ" капотной компоновки, которые впервые показали три года назад. Сейчас это уже совсем другой грузовик – с длинным списком доработок.

Почти все детали гоночного грузовика – серийные. Так, автоматическую коробку передач, камеры и кондиционер взяли от автобуса.

Спортивные только форсированный двигатель с дикими 1 000 л.с., подвеска и рама, которую изготовили по оригинальным чертежам конструкторов команды.
Колесо крутится
В этом году "МАЗ" не пустили на "Дакар" из-за того, что завод находится под санкциями.
Запасных частей перед ралли запасли впрок. На них и проездили весь сезон в чемпионате России. А вот следующий год пройдет под знаком импортозамещения.

"Резину поставили "Белшина" – научились делать подходящую. Двигатели фирмы Caterpillar заменим на китайские Weichai, но это долгосрочный проект не на следующий год", – объясняет руководитель команды Сергей Вязович – легенда белорусского автоспорта. В 2018 году его экипаж взял серебро "Дакара", а в 2020-м – бронзу.

"МАЗ-СПОРТавто" задумали новый гоночный грузовик. Его должны были собрать еще этой весной, но снова санкции помешали. Да и хорошо, что не ввязались в эту драку – других дел пока хватает.
Дюна
На первый "Дакар" гонщики выехали 12 лет назад и всему учились прямо в дюнах. Тогда даже не умели правильно откапывать грузовики.
Спали меньше – потому что меньше умели: по три часа. Да еще и в палатках, а не в автодоме. Но все это в прошлом.
Теперь "мазовцы" твердо стоят на ногах в зыбучих песках. Особенно в Чили и Перу, где подлый феш-феш с виду твердый, а на деле мелкий – затягивает грузовик. В такой – только с разгона.

"Едем по следам верблюдов – в мягкий песок они не пойдут. Или ищем травяные кочки, на них хороший зацеп", – рассказывает пилот Александр Василевский.
До гонки команда добирается своим ходом, караваном. "Технички" тянут гоночные авто. И еще два автодома.

Пилот и штурман тесно притерты характерами, как фрикционы сцепления. А если и пролетит острое слово, то без обид – работают на пределе. После гонки сразу не уснуть – зудят спина и руки, а в голове роятся мысли.
Заклятые друзья
Среди раллийных грузовиков "МАЗ" – второй после "КамАЗа". Бюджеты и размер команд отличаются в разы – не в нашу пользу.

На "Дакаре-2022" в отсутствии главного конкурента "КамАЗ" занял весь пьедестал. Зато непримиримые соперники яростно сражались на этапах чемпионата России и на гонке "Шелковый путь".
В этом сезоне "МАЗ-СПОРТавто" привезли бронзовую медаль с "Шелкового пути", второе и третье места с бахи "Холмы России". А вот на гонке "Тихий Дон" постигла неудача: только девятое место.
Едем дальше
Четыре месяца есть на то, чтобы полностью перебрать три гоночные машины перед грядущим сезоном. Времени не так уж и много.

Пока техники работают в ангаре, пилоты занимаются логистикой и снабжением. А еще ходят в зал – укрепляют грудной и шейный отделы, которые во время гонок больше всего страдают от компрессионных ударов.
Гонка с "КамАЗ" – на длинной дистанции. Оба завода под санкциями. Победит тот, кто быстрее адаптируется и не растеряет боевой настрой. И уже непонятно, кто кого увидит в зеркале заднего вида.>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber