В ближайшие пять лет будет проведена масштабная модернизация цементной промышленности. Проект растянется на несколько лет и потребует существенных денежных вложений.
Об этом рассказал генеральный директор управляющей компании холдинга "Белорусская цементная компания" (БЦК) Александр Довгало.
"Она [модернизация. – Tochka.by] коснется трех цементных производств, шести заводов по производству железобетонных изделий, а также пяти заводов, выпускающих газосиликатные блоки", – пояснил руководитель холдинга.
Потратить деньги намерены на снижение себестоимости продукции, как бы странно это ни звучало на фоне относительно недавно проведенной модернизации.
Китайские кредиты – для китайских предприятий
Цементная отрасль уже получала колоссальные вливания в начале 2010-х. Ставка делалась на насыщение собственного рынка и экспортную ориентацию производств. Однако эффективность потраченных средств оценивается как крайне низкая.
Напомним, что в 2016 году Комитет госконтроля провел аудит трех цементных заводов, объединенных в холдинг, и выяснил, что гигантские деньги потрачены, но отдача не соответствует ожиданиям.
"Созданы суперсовременные производства, на модернизацию за последние семь лет затрачены колоссальные ресурсы – свыше миллиарда долларов. Кроме того, на сотни миллионов долларов оказана государственная поддержка", – заявил по итогам проверки тогдашний председатель КГК Леонид Анфимов.
Чтобы провести модернизацию предприятий, белорусские власти взяли кредит у Китая и там же закупили на эти деньги оборудование. Даже строительством занимались фирмы из КНР, которые привезли для этого своих рабочих.
Кстати, к качеству их работ, применяемых материалов и технологий возникало множество вопросов, что сильно (на годы) тормозило процесс и выливалось в дополнительные расходы.
В итоге в 2012–2013 годах заводы стали производить цемент сухим способом, причем заметно в больших объемах, чем до модернизации: суммарная мощность увеличилась с 3,5 млн т в 2007 году до 8,5 млн т в 2014-м.
Зачем столько цемента стране?
Оказалось, что Беларуси не нужно столько цемента: рынок готов "переварить" лишь половину суммарной мощности трех заводов. С экспортом также возникли проблемы.
Еще до начала модернизации многие специалисты стройотрасли предсказывали неминуемое падение потребление цемента в соседних странах и говорили о том, что российский рынок перестанет быть таким же "бездонным".
Ведь в РФ, которая фигурировала в отчетах и планах в качестве основного потребителя белорусского цемента, примерно в то же время строились новые цементные заводы и реконструировались старые.
Плюс на это наложился крах российского рубля после присоединения Крыма, резко удешевивший местный цемент и сделавший белорусский практически неконкурентоспособным.
Одной из причин этого стал системный провал: китайская технология изготовления оказалась очень дорогой.
За модернизацию заплатил бюджет
Важно и то, что Экспортно-импортный банк Китая в 2009 году подписал кредитный договор под гарантии правительства Беларуси. В итоге платить за цементную модернизацию пришлось белорусам в складчину, так как выйти на прибыльную работу заводы не могли долгие годы.
Об этом было сказано на совещании в конце 2018-го. На нем были озвучены пугающие цифры: суммарные убытки трех цементных заводов ("Красносельскстройматериалы", Белорусский цементный завод (БЦЗ) и "Кричевцементношифер") по сравнению с 2017 годом выросли более чем в два раза и составили Br220 млн.
При этом задолженность по кредитам превысила $1 млрд, а мощности по производству цемента были загружены лишь на 70–80%.
В итоге только за четыре года (с 2015-го по 2018-й) из бюджета было потрачено более $500 млн.
В попытке как-то вернуть деньги в мае 2019 года был подписан указ №181 "Об организациях цементной отрасли". В нем говорилось, что он принят "в целях ее финансового оздоровления".
Документ должен был узаконить все многолетние виды господдержки: отсрочки, рассрочки и компенсации выплат процентов для предприятий.
Но накопившиеся проблемы указом не решались, а переносились на будущее. В частности, трем предприятиям отрасли предоставили отсрочки и рассрочки в погашении задолженности по кредитам на общую сумму более чем $0,9 млрд.
При этом указывалось, что возмещать накопившуюся в 2015–2019 годах задолженность перед государством (по основному долгу, процентам, комиссиям и т.д.) БЦЗ начнет лишь в 2029 году и будет делать это на протяжении 10 лет (2029–2038), "Красносельскстройматериалы" – с 2030-го в течение 8 лет (2030–2037), а "Кричевцементношифер" – аж через 19 лет после принятия документа (2038–2049).
Единственный внешний рынок
До наступления сроков начала погашения долгов по кредитам еще далеко, а цементные заводы снова будут модернизировать. Хотя за последние 10 лет, по словам главы БЦК, на эти цели потрачено более Br240 млн.
Примерные суммы новых вливаний Александр Довгало не сообщил. Но, по его словам, при масштабной модернизации снижения себестоимости продукции планируется добиться "за счет сокращения потребления топливно-энергетических ресурсов и оптимизации технологических процессов".
Топ-менеджер заявил, что сегодня два завода, расположенные на востоке страны, работают на Россию. Третий, в Гродненской области, – обеспечивает внутренний рынок, потому как поставлять его продукцию в РФ невыгодно из-за длинного транспортного плеча.
А рынки Украины, Польши и стран Балтии, куда в былые годы шло очень много белорусского цемента, закрыты из-за санкций.
Важно, что с 2022 года дела у белорусских цементных заводов идут куда лучше, чем в первые девять лет после модернизации.
Предприятия БЦК увеличивают экспорт
Напомним, что общая мощность заводов при полной загрузке составляет более 8,5 млн т, потребности белорусского рынка – 4-4,5 млн т.
В 2023 году предприятия БЦК увеличили экспорт на треть, до 2,313 млн т.
В долларовом выражении, по словам Довгало, экспорт за 10 лет увеличился в 2,3 раза.
"В первом полугодии 2024-го поставки цемента в Россию составили 1,19 млн т, или 103,5% к аналогичному периоду 2023‑го. Кроме того, в текущем году существенно нарастили поставки блоков из ячеистого бетона в РФ – на 53,6%", – заявил руководитель БЦК.
Отметим, что холдинг активно развивает свое логистическое отделение, закупая вагоны.
Для перевозок компания использует свыше 2000 железнодорожных вагонов, из которых более 1100 находятся в его собственности. Кроме того, БЦК запустила 15 маршрутных поездов для поставок в РФ.
"Российская Федерация сегодня наш главный экономический партнер. В этом году основные регионы поставок – Москва и Московская область, Центральный и Северо-Западный федеральные округа", – проинформировал Довгало.
Отметим, что БЦК заявила о строительстве в Подмосковье производственно-логистического комплекса стоимостью ₽2 млрд. Объект обещают закончить к 2030 году.
>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber