С 1 октября в жизни индивидуальных предпринимателей наступит новая пора: вступает в силу постановление Совмина, согласно которому возможностей для организации и ведения бизнеса у них станет куда меньше.
Журналист поинтересовался у юриста, экономиста, председателя Ассоциации малого и среднего предпринимательства (АМСП) Сергея Балыкина о последствиях, которые наступят для экономики Беларуси после этого, и попросил прокомментировать недавно озвученные Белстатом данные по отечественной бизнес-демографии.
Вариантов для занятия бизнесом у ИП все меньше
Долгое время в Беларуси росло количество индивидуальных предпринимателей. Но в последние годы их становится все меньше. Одной из важных причин оказался запрет, введенный властями еще 17 августа 2021 года.
Более трех лет в Минске никто не может заняться бизнесом, став ИП. В итоге их число в стране стало неуклонно сокращаться.
В свежей информации по бизнес-демографии об ИП ни слова – все данные приведены максимально общо: лишь по предприятиям, без деления по видам, распределению по географическому принципу.
И внешне ситуация не выглядит пугающей.
Но исходя из того, что налоговая система для ИП с 2023-го ужесточилась, из страны уехало много активных и предприимчивых людей (только в Польше и только в прошлом году заявки на ВНЖ подали более 280 000 белорусов), часть ИП уже перешли в новый статус, то вряд ли за последние пару кварталов тенденция поменялась и предпринимателей стало больше.
Ведь с 1 января 2023-го они утратили право на "упрощенку". Кроме того, сократилось количество видов деятельности, которыми ИП могли заниматься, платя единый налог. Эти нововведения переориентировали выбор индивидуальных предпринимателей на деятельность в статусе юрлица.
А с 1 октября вступит в силу запрет на регистрацию ИП по многим видам деятельности. Мало того, в 2025-м многие предприниматели должны либо закрыться, либо перейти в статус юрлица, чтобы иметь возможность заниматься тем же видом деятельности, что и в предыдущие годы.
Запрет на регистрацию ИП в Минске скоро снимут
Как новшество скажется на бизнес-климате в стране и отразится на экономике Беларуси? Можно ли сказать, что перевод индивидуальных предпринимателей в статус юрлица даст положительный эффект?
По словам эксперта, сокращение количества субъектов хозяйствования, несомненно, ведет к сокращению конкуренции. А заявлять о конкуренции между юрлицами и ИП не следует: и те, и другие субъекты хозяйствования работают в рыночных условиях, но можно говорить о некой привилегированности положения государственных предприятий по отношению к частным.
"Приостановление регистрации индивидуальных предпринимателей действительно стало определенным ограничивающим малый бизнес фактором. Просто в силу того, что индивидуальное предпринимательство – это самый простой способ начать свое дело", – рассказал Сергей Балыкин.
По его словам, процедура создания юрлица гораздо сложнее, затратнее, она требует огромных финансовых вливаний и большей квалификации предпринимателя.
"Понятно, что лишив людей возможности стать ИП, власти сокращают возможность начать собственное дело и отсекают как минимум ту часть, что в силу либо не очень хорошей квалификации, либо недостаточности денег не может сразу создать юрлицо", – заявил эксперт.
Глава АМСП добавил, что ситуация отнюдь не простая: ограничения для ИП очень серьезно сократят количество стартующих бизнесменов. Потому что зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя – наиболее простой способ начать собственное дело для многих видов деятельности, а сейчас это становится недоступным.
Его коллега, пожелавший остаться неназванным, уверен, что из-за новых условий работы (речь не только о постановлении) в стране не появится несколько десятков тысяч новых ИП. Это ударит по малому бизнесу, который более мобилен, быстрее откликается на запросы потребителей, прежде всего в регионах.
"Планка входа в бизнес повышается, первая ступенька становится выше, и далеко не все смогут на эту ступеньку запрыгнуть", – уверен Сергей Балыкин.
При этом глава АМСП уверен, что скоро в Минске снова начнут регистрировать ИП!
"ИП – это, в конце концов, инкубатор бизнеса, который может вырасти в большую компанию. Примеров хватает. Думаю, что регистрация возобновится после 1 октября, когда вступит в силу постановление Совмина", – заявил Балыкин.
Важность возобновления регистрации ИП в Минске в том, что там для малого бизнеса куда больше возможностей, а начинающему предпринимателю легче выплыть и не прогореть.
Именно в столице количество "стартаперов" всегда было очень большим.
Самозанятым легче, но с Россией все равно не сравнить
Рассуждая об усложнившихся условиях видения бизнеса для ИП, Сергей Балыкин коснулся еще одного аспекта малого бизнеса – самозанятых.
Он отметил, что для них в Беларуси создаются в общем-то благоприятные условия с точки зрения налогообложения и регулирования.
"Но перечень разрешенных для самозанятых видов деятельности достаточно узок в сравнении с РФ, где есть перечень запрещенных для них видов, а все остальные разрешены: ситуация не в нашу пользу", – пояснил эксперт, рассуждая о том, что в последнее время законодательство двух участников Союзного государства унифицируется.
Проще говоря, в России действует принцип "разрешено все, что не запрещено", а у нас наоборот: запрещено все, что не разрешено.
"Если бы у нас законодательство в области предпринимательской деятельности сближалось с российским, то для бизнеса это было бы все-таки лучше. Ведь любые ограничения, любое давление на бизнес, любые запреты в общем не способствуют его развитию – это очевидно", – заявил Сергей Балыкин.
Не стоит пугаться того, что вымирают молодые белорусские компании
В ближайшее время десятки тысяч ИП станут менять статус. Некоторые начинающие бизнесмены сразу организуют работу как юрлица. Долго ли они протянут в этом качестве? Ведь согласно статистике Белстата, белорусские компании массово вымирают через два-три года после регистрации.
Глава АМСП отметил, что чем больше государственное регулирование, тем сильнее оно будет бить по бизнесу, особенно начинающему. Потому что предприниматель с опытом находит возможности для того, чтобы обойти государственные ограничения, а начинающий просто не знает правил игры.
"Он видит нормативный акт, видит запрет и не понимает, каким образом его можно обойти, что можно придумать и так далее: это все приходит с опытом, и опыт, как известно, – сын ошибок трудных", – привел слова классика эксперт.
При этом он посоветовал не пугаться того, что много предприятий ликвидируются в течение первых двух лет жизни.
"Это совершенно нормальная ситуация: люди попробовали вести свой бизнес, он не получился, они его ликвидировали. Но есть нюанс: в мире это связано прежде всего с конкуренцией, с особенностями рыночной среды, в Беларуси это, возможно, также связано и с административным давлением со стороны государства. Хотя, конечно, конкуренцию нельзя исключать", – проанализировал глава Ассоциации малого и среднего предпринимательства.
Он добавил, что бизнес очень часто не справляется с возрастающей административной нагрузкой: предприниматели, "пробивая бюрократическую стену головой, устают и через некоторое время решают ликвидировать свой бизнес".
И подчеркнул, что существует еще несколько кризисных периодов для компаний, переломных моментов (это первые 3–5 лет и 6–10 лет), и Беларусь тут не исключение.
"Смертность предприятий после трех и семи лет обычно повышается. Нельзя исключать и особенности поведения потребителей: они привыкают к какому-то продукту, он надоедает, они не стремятся попробовать что-то новенькое. Хотя у нас, повторю, речь можно вести и об административном давлении со стороны государства. Ведь первые два года у нас предприятие в соответствии с законодательством проверять нельзя, а после уже можно", – пояснил Сергей Балыкин.
Резюмируя, он отметил, что значительная часть предприятий Беларуси имеет возраст 10 и более лет, что свидетельствует о некоторой зрелости белорусского бизнеса и о том, что он в общем-то склонен существовать стабильно.
>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber