Для начала – о важности обуви для страны и ее экономики. Данная сфера промышленности в Беларуси исторически одна из самых востребованных. И по социальному, и по экономическому аспектам.
Объем отечественного рынка обуви составляет примерно 21–24 млн пар в год, что эквивалентно $500–550 млн исходя из среднестатистической потребности в 2,2–2,4 пары на человека. Во всяком случае так говорит официальная статистика.
Изготовление обуви формирует 10% общего объема производства легкой промышленности. Для ведения обувного бизнеса есть сырьевые и кадровые ресурсы, неплохие технологические навыки.
Но не менее важным фактором успешной работы промышленности была, есть и будет торговля. Как говорится, мало произвести, надо еще и грамотно его продать. И с учетом рынка эта задача не такая простая.
В стране есть целые династии обувщиков. Тех, кто ее производит и кто реализует. Предприниматель из Бобруйска Святослав Бойко как раз из тех, кто успешно и много лет напрямую поддерживает белорусскую легкую промышленность, продает тысячи пар обуви через свои онлайн- и офлайн-магазины.
Shoesopt и ByStep
Святослав Бойко – основатель одной из крупнейших в Беларуси платформ по оптовой продаже обуви Shoesopt, а также владелец сети розничных магазинов ByStep с одноименным интернет-порталом. Мало того, теперь предприниматель успешно развивает бизнес и в Европе.
Как работает семейный бизнес? В чем плюсы и минусы отечественных туфель? Сказался ли на ассортименте и ценах уход западных брендов? И как бобруйский предприниматель собирается завоевать рынок Европы и США? Обо всем этом – в нашем материале.
С чего все началось
Как признается Святослав Бойко, за свою жизнь он пробовал торговать и шинами, и продуктами. И вроде дела шли в гору, но были не по душе.
Потому предприниматель продолжил поиски себя в бизнесе. Так, в 2008 году в Бобруйске появился небольшой магазин с самой разнообразной обувью. Как раз в то время, когда на рынке вроде и хватало такого товара, но он был весь однообразный и не всегда качественный.
Обувное дело предпринимателю понравилось. Постепенно оно ширилось. Через несколько лет были открыты еще три новые локации в городе.
Дальше – больше
За годы работы Святослав Бойко получил колоссальный опыт в ведении обувного дела: отлажены логистические цепочки, наработаны контакты с поставщиками, изучены предпочтения потребителей.
В итоге его обувное дело получило новое направление – оптовое. У предпринимателей и юрлиц со всей страны появилась большая интернет-площадка под названием Shoesopt.
"Широкий ассортимент, демократичные цены. Все это привлекало покупателей. Площадка стала пользоваться популярностью, клиентов становилось больше", – отмечает Святослав Бойко.
Сегодня на Shoesopt поступает свыше 1000 оптовых заказов в год. Все они оперативно обрабатываются и выполняются в полной мере. Так как на сайте – только реальный товар, а не картинки "для затравки".
Клиенты обеспечивают свои торговые объекты качественной и недорогой обувью. В основном это товары из Беларуси, России и Китая.
Свято место…
Ранее были на платформе и западные бренды. Но те фирмы ушли из-за санкций. По мнению Святослава Бойко, их уход не особо затронул белорусских потребителей, да и бизнес. Все потому, что в стране обувь среднего и бюджетного ценового сегмента всегда была более востребованной, чем высокого.
Освободившиеся ниши той же польской продукции быстро заняли другие компании, в том числе и белорусские.
Правда, с качеством нашей продукции иногда возникают вопросы. Бойко считает наиболее достойными три-четыре отечественных обувных бренда, хотя на рынке их гораздо больше.
В целом же белорусский рынок обуви показывает хорошую динамику развития.
Сложности приносят плоды
В оптовой торговле, отмечает Святослав, вести дела всегда непросто: взаимодействие и поиск новых поставщиков, подбор актуальных брендов, поиск соотношения цены и качества.
"Все это отнимает много времени. Постоянные разъезды, специализированные выставки, переговоры с партнерами, осмотр производств", – говорит спикер.
Причем никакого платного продвижения, заверяет предприниматель, только наработанный опыт и популярность у покупателей.
Выход на рынок Германии
Помимо торговли обувью экономсегмента в Беларуси, Святослав Бойко вместе со старшей дочерью Александрой покоряет потребителей в Германии.
Там они несколько лет назад создали интернет-портал по продаже свадебной обуви и аксессуаров под своим брендом Dalary, а также начали предлагать товары для коммуниона. Так в католической церкви называют первое причастие девочек. Сайт уже стал популярным, обрабатывая по несколько десятков заказов в день.
"Сейчас расширяем ассортимент платьев, на которые в Германии спрос больше, чем на обувь", – отмечает предприниматель.
В дальнейшем бобруйский предприниматель планирует зарегистрировать еще один бренд, под которым будет выпускать модные вещи и аксессуары. К примеру, кожаные сумочки, ремни, кошельки. Производить аксессуары планируется в Европе.
А найти все это можно будет на той самой белорусской платформе Shoesopt.
Лидер обувного рынка СНГ
Недавно Святослав Бойко получил звание "Предприниматель года – 2023" по итогам престижного международного конкурса, который проходит при поддержке правительства России.
В нем ежегодно участвуют тысячи лучших представителей малого и среднего бизнеса РФ и стран СНГ. Оказаться в числе лидеров конкурса было непросто. Участники из разных стран оценивались по 350 критериям.
Обувной бизнес Shoesopt оказался лучшим в своем роде не только в Беларуси, но и в странах Содружества.
Впрочем, не бывает сферы бизнеса, где все складывается легко, быстро и удачно. Более того, торговля обувью очень специфична и имеет много нюансов, которые нужно знать и учитывать.
Новая мечта
Есть у бобруйского предпринимателя одна маленькая-большая мечта: торговать обувью не только в Беларуси, но и на зарубежных рынках. Делать это как на электронных площадках, так и в стационарных магазинах.
Более того, определенные шаги в этом направлении уже сделаны.
"Планирую открыть представительство фирм – в частности, в США. Будет офис с несколькими брендами. А после будем предлагать товар торговым сетям и другим продавцам", – говорит Святослав.
То есть главная задача – заниматься тем же, что и сегодня, но в большем масштабе. А также сделать акцент на премиальном товаре.
Как ни крути, а обувь нужна всем в любой стране. И, что немаловажно, удобная, надежная и красивая. Далеко не каждый производитель и поставщик может соответствовать всем этим требованиям.
"Но если мне удавалось сделать это раньше – удастся и сейчас", – уверен Святослав Бойко.
Тут главное, как и во всем в этой жизни, любить то, что делаешь. И с этим, отмечает собеседник, никаких проблем быть не может.
>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber