
В развитии любого современного государства ключевую роль играет промышленная политика. Это набор стратегических мер и инициатив, которые направлены на поддержку и развитие национальной экономики.
Все вместе они должны создать условия для устойчивого экономического роста, повышения конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках, а также для обеспечения занятости населения.
В Беларуси принято гордиться гигантами машиностроения – МТЗ, МАЗом, БелАЗом. Но есть примеры успешных предприятий и в регионах. Одно из таких – Мозырский машиностроительный завод, продукция которого востребована на трех континентах.
Корреспондент Tochka.by посмотрел, как сегодня живет предприятие. И на этом фоне рассуждает о проблемах, характерных для всей отрасли: о молодых кадрах, господдержке и перспективах на различных рынках.
История длиной в 70 лет
Мозырский машиностроительный был создан в 1953 году как ремонтно-экскаваторный завод в портовом поселке Пхов, который расположен на берегу Припяти. Это было первое предприятие в городе, где ремонтировали экскаваторы, земснаряды, автомашины, тракторы.
Спустя несколько лет на заводе начали выпускать мотовозы, кустарниковые грабли, болотные лыжи и вагончики для жилья рабочих в полевых условиях. Чуть позже стали производить технику для нужд мелиорации, сельского хозяйства и промышленности.
В 1958 году предприятие было переименовано в Мозырский завод мелиоративных машин, что привело к изменению номенклатуры продукции. В 1980-е годы завод прочно занял свою нишу на рынке машиностроительной продукции.

Пройдя несколько структурных изменений, в 2000 году он был преобразован в ОАО "Мозырский машиностроительный завод".
Это означало, что предприятие в рыночных условиях стало универсальным. Был освоен выпуск техники не только для мелиорации и сельского хозяйства – появились новые машины для строительной и дорожной отрасли, ЖКХ и энергетического комплекса.
В 2004 году мозырский производитель вошел в состав ПО "Минский тракторный завод", а с 1 августа 2014-го – в "МТЗ-ХОЛДИНГ".
Классический "тысячник"
В советское время Мозырский машиностроительный относился к средним предприятиям, которые было принято называть "тысячниками". Сегодня же на заводе работают 583 человека. Сокращение численности было достигнуто за счет модернизации, направленной на максимальную автоматизацию всех производственных процессов.

Средние предприятия – основа машиностроения в силу своей мобильности. Все бюрократические процедуры, в отличие от гигантов индустрии, сведены к минимуму. Любой работник, по сути, ежедневно находится в "шаговой доступности".
Средний возраст сотрудников завода составляет 44 года – на пару десятилетий есть задел. Конструкторское бюро, состоящее из 16 инженерных специалистов, представляет собой мини-подразделение прикладной науки в области машиностроения.
Гусеничный трактор – классика тракторостроения
Сегодня Мозырский машиностроительный завод производит технику на базе трактора BELARUS: машины рубильные, фронтальные погрузчики, трелевочные и лесохозяйственные тракторы, лесные погрузочно-транспортные машины, специальные монтажные подъемники, фронтальные сельскохозяйственные погрузчики, косилки, а также запасные части и товары народного потребления.
Эксклюзивом мозырских производителей являются гусеничные тракторы BELARUS 1502-01 и BELARUS 2103.

Для многих из нас понятие гусеничного трактора визуально укладывается в старые советские представления об управлении этим транспортным средством рычагами внутри неуютной кабины, которое требовало больших физических усилий.
У мозырского гусеничного трактора в кабине же, оснащенной кондиционером, стоит привычный всем автолюбителям руль. Для того чтобы трактор своими гусеницами не разрушал асфальт, на них надеты резиновые шины.
На Александра Лукашенко эта техника произвела сильное впечатление. В ходе рабочей поездки в Ветковский район Гомельской области он дал указание, чтобы каждое сельскохозяйственное предприятие имело в своем парке такой трактор.
На Гомельщине эта рекомендация выполнена. Сельхозпредприятия приобрели у завода 40 единиц такой техники. Аграрии в других регионах пока "думают".

Незаменимость гусеничного трактора доказала сама жизнь во время ликвидации последствий урагана в Мозырском районе летом 2024 года.
Для сельхозпредприятий на северо-востоке страны наличие гусеничной техники является важнейшим фактором во время весеннего сева, когда первая неделя работ определяет итог сельскохозяйственного сезона. На колесном тракторе в весеннюю распутицу в поле не поедешь.

Такое отношение к отечественным производителям, когда их продукция закупается "через раз", объективно ведет к ее удорожанию. Завод должен работать. Если сбыт продукции неравномерный, то приходится брать кредиты на закупку сырья, выплату зарплаты со всеми вытекающими последствиями. В этом случае страдает и качество продукции – у предприятия нет денег на развитие сервисной сети.
В рамках Мозырского машиностроительного завода, как и многих других отечественных производителей, эта проблема решаема. Если потребуется принятие отдельного нормативного документа, то это дело времени, а также соответствующих отраслевых служб и ведомств, к которым относится предприятие.
Нерв времени – дефицит рабочих рук
Не только у Мозырского машиностроительного завода, но и во всем реальном секторе экономики главной проблемой является дефицит специалистов рабочих профессий. Каждое отдельно взятое предприятие решить этот вопрос не в состоянии.
Причина заключается в том, что такие задачи лежат не в административной или политической плоскости, а в сфере общественных изменений в отношении к реальному сектору экономики. Сегодня по этому поводу звучит много предложений.
Все понимают, что высокие технологии и искусственный интеллект – это хорошо. Но для того, чтобы компьютер заработал, его нужно подключить к электросети. Без энергетиков в этом вопросе не обойтись.
А чтобы мы смогли добраться на работу, нас кто-то должен туда доставить на общественном транспорте. И этот "кто-то", выходящий на рейс в первую смену, должен встать в 03:00. Этих доводов и примеров можно набрать не один десяток. Всех их объединяет одно – они относятся к единой системе жизнеобеспечения, которая называется реальным сектором экономики.

Его оживление в последние два года вывело вопрос дефицита специалистов рабочих профессий на принципиально новый уровень.
Здесь нет никакой политики. Это естественный процесс, происходящий во всех странах Европы, который связан с демографическими изменениями после Второй мировой войны.
Беларусь оказалась под воздействием этих трендов: стареющее население, увеличение продолжительности жизни накладывается на низкую рождаемость.
Эти проблемы каждая из европейских стран, в зависимости от структуры экономики, решает по-разному. Но есть и общий подход. В государствах, где доля реального сектора экономики высока, привлечение мигрантов является безальтернативным.
Европейцы в этом вопросе попали в ловушку собственного эгоизма. Провозгласив четверть века назад политику мультикультурализма для успокоения общественного недовольства со стороны мигрантов, они ничего не сделали для их социализации.
Жилищная мотивация
Все понимают, что любая рабочая профессия – это ежедневные и тяжелые физические нагрузки. Для привлечения рабочих рук в эту сферу нужна особая мотивация.
В белорусском обществе дискуссия по этому вопросу ведется в двух плоскостях. Идет поиск мотивационного механизма для привлечения молодежи, которая в перспективе должна освоить рабочие профессии и восполнить образовавшийся дефицит рабочих рук.
Самым популярным и обсуждаемым предложением в качестве бонуса для молодежи является строительство жилья. Многие считают, что этот советский опыт вполне пригоден и сегодня, правда, с некоторыми оговорками.

Чтобы перенять эту практику и строить бесплатное жилье для работников, нужно определить источники финансирования. На предприятиях на это денег нет. Бюджетное финансирование подобного строительства вряд ли эффективно.
Если допустить, что у предприятия на это деньги есть и оно в состоянии построить и обеспечить бесплатным жильем своих сотрудников, то возникает вопрос срока отработки, который должен быть не менее 10 лет. Высококвалифицированные молодые рабочие кадры вряд ли согласятся на такие условия.

Современное поколение молодежи сверхмобильно и само настроено решать, где жить. Программа строительства арендного жилья, проводимая в стране, на мой взгляд, снимает эти вопросы с повестки дня. В строительной отрасли проблема со специалистами рабочих профессий еще более острая, нежели на заводах.
Другой советский опыт
Есть другая сторона советского опыта на рынке труда рабочих профессий, о которой сегодня мало кто вспоминает. Высококвалифицированные рабочие на заводах получали достойные зарплаты. Токарь седьмого разряда на Минском тракторном заводе в месяц зарабатывал как начальник цеха, у которого в подчинении было 2500 работников.

Сегодня о специалистах такой квалификации многие даже не знают. В рекламных объявлениях о приеме на работу максимальное требование – пятый-шестой разряд токаря.
Для получения седьмого разряда и звания токаря-универсала в советское время требовалось пройти процедуру, которая называлась "защита рабочей диссертации". По ее итогам выдавались диплом и личное клеймо – отдел технического контроля изделия с клеймом на проверку не брал. Для таких специалистов заработная плата вырастала минимум в полтора раза.
Очевидно, что в реальном секторе экономики остро стоит вопрос повышения зарплаты рабочим. Предприятия могут поднять ее, увеличив цену на свою продукцию, но в условиях конкуренции сделать это практически невозможно: товар будет лежать на складах мертвым грузом. Помощь в решении этого вопроса может оказать только государство.
Как вариант такой помощи вполне уместно рассмотреть вопрос о радикальном снижении подоходного налога или его обнулении по списку наиболее "горячих" рабочих специальностей в промышленности и сельском хозяйстве.

У многих сразу возникнет вопрос: а как восполнить потери бюджета? Ответ прост: поднять подоходный налог офисному планктону.
Второе предложение у многих вряд ли вызовет восторг. Долгие годы в советское время цена электроэнергии для населения была 4 копейки за 1 кВт⋅ч, а предприятия платили 2 копейки.
Последнюю четверть века низкие цены на электроэнергию нами воспринимаются как норма. На языке экономистов это называется перекрестным субсидированием.
В этом вопросе сегодня требуется серьезная корректировка, которая будет непопулярной, но без нее мы все равно не обойдемся – это вопрос времени. Такого количества социальных программ в нашей стране, столько социализма не было во времена СССР. Все хорошо в меру.
Актуальным на сегодня выглядит и вопрос льгот налога на прибыль. Освободившиеся средства предприятия смогли бы использовать на роботизацию производств. Китай с его бездонным рынком труда идет по этому пути, который, помимо экономии людских ресурсов, снижает человеческий фактор при производстве продукции.
Выбор между простым и правильным
Если коротко подытожить все вышесказанное, то сегодня мы стоим перед выбором простого или правильного решения.
Разница в этих двух подходах состоит в том, что простое решение для общественного большинства всегда менее травматично, нежели правильное. Но оно всегда достигается за счет кого-то, кто стоит последним в этой цепочке.
И этот "кто-то" – целый пласт, который принято называть реальным сектором экономики. И он сегодня нуждается не столько в нашей поддержке, сколько в элементарном понимании принципов своего функционирования.
>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber
На правах рекламы. ОАО "Мозырский машиностроительный завод" УНП 400088849