Строить свою мегакорпорацию можно с нуля, а можно купить и развивать уже готовый бизнес. За последние годы этот рынок заметно поменялся: пандемия, август-2020, санкции, боевые действия на территории соседей – все это заметно влияло на деловую атмосферу.
Но при всех издержках и противоречиях многие бизнесы в Беларуси продолжают работать, открываться и продаваться.
Кажется, что в любых условиях всегда на плаву будут только аптеки и похоронные бюро. Это далеко не так. По закону сохранения энергии, найдется ниша, в которой удачливый предприниматель будет получать прибыль.
Журналист Tochka.by попросил руководителя проекта Bizshop.by Степана Гусака оценить ситуацию на рынке бизнесов, которые живее всех живых.
Какой готовый бизнес чаще покупают в Беларуси?
Собеседник рассказал, что хорошая динамика сохраняется в сегменте малого бизнеса в бюджете до $30 тыс. в эквиваленте. Эта категория занимает 70–80% продаж.
К самым востребованным эксперт отнес объекты с хорошей локацией, они заметны и формируют большой трафик. Далее покупателю нужно смотреть на дополнительные критерии: ликвидность активов, налаженность рабочих процессов и готовую команду, мотивированную продолжать деятельность.

Несколько проседает сейчас VIP-сегмент, в частности, дорогие рестораны. Стало меньше платежеспособных клиентов, которые могут позволить себе большие чеки.
Но продолжают пользоваться спросом заведения (кофейни, шаурменные) небольшого формата, рассчитанные "на всех". Малый метраж с лихвой окупается проходным расположением и доступностью для массового потребителя.
Что касается сферы красоты, то, по оценкам собеседника, в их базе это самый большой массив предложений готового бизнеса, который всегда продавался и покупался. В этой индустрии заметен фактор сезонности. В теплую пору года такие объекты продаются лучше.
"Ничего не бывает просто так. Если объекты создаются, значит, бизнес работает. Но те же барбершопы и салоны красоты все равно требуют оценки. На рынке много подобных объектов. Предложение сейчас превышает спрос. Есть варианты на разный кошелек. И при грамотном подходе можно получить от продавца весомую скидку", – заметил Степан.
Он добавил, что иногда цену можно снизить чуть ли не наполовину. К примеру, объект продается по завышенной стоимости, и нет серьезного спроса, но приходит реальный покупатель – и собственник может стать более сговорчивым.
До него можно донести информацию, что на таком рынке реализовывались лучшие варианты за гораздо меньшие деньги. В итоге покупатель может вписаться в бюджет, который планировал.
Как на готовый бизнес смотрит инвестор?
Что касается более дорогого сегмента, то определенный спрос проявляется и здесь. Но для него характерны нюансы. Например, недавно у собеседника была встреча с клиентом, который хотел выкупить долю в гарантированно прибыльном бизнесе и готов взять на себя часть функционала.

Бизнес в сфере IT набирает обороты
Журналист поинтересовался, встречаются ли среди предложений бизнесы на основе искусственного интеллекта, о котором сегодня говорят так много в контексте замены человека.
Эксперт отметил, что говорить о серьезных масштабах в этой сфере пока рано. Но предложения, связанные с информационными технологиями, конечно, появляются.

Есть интернет-проект, в который разработчик вложил примерно $200 тыс. в эквиваленте. Он, например, понимает, что не может сейчас уделять этому много времени. А цифровой мир развивается быстро, и любая идея может потерять актуальность. Поэтому продавец согласен на весомый дисконт.
У каждого готового бизнеса своя цена
Неожиданным для собеседника был вопрос: готов ли он продать свой действующий бизнес и при каких условиях такое возможно?
Степан признается, что никогда об этом не думал. И, вероятно, как всегда, многое зависит от предложенной цены. Между тем он полагает, что размышлял бы долго. И сегодня не может даже назвать сумму, на которую мог бы согласиться.

"Но с уверенностью могу сказать, что любой собственник бизнеса задумается о продаже, если ему предложат хорошую цену", – подчеркнул руководитель проекта.
Почему иногда лучше купить готовый бизнес?
Готовый бизнес интересен тем, что уже генерирует доход. Покупатель при принятии решений должен взвесить все за и против. Когда человек смотрит, что ему придется пройти много стадий от задумки до открытия частного дела, он может сделать выбор в пользу инвестиций, которые сразу приносят доход.

По словам эксперта, не доверять в момент, когда увидели объявление, это нормально. Но ничто не мешает оценить операционные процессы компании, прибыльность, мотивацию коллектива и рынок. Анализировать нужно именно по совокупности факторов.
Иногда бывает так, что собственник пришел к пенсионному возрасту. Его бизнес строился десятилетиями. Дети заниматься этим не хотят, а человек не может по состоянию здоровья, однако закрывать детище жалко.
За долгие годы создатель бизнеса может банально перегореть или найти другую привлекательную нишу. А для этого нужны средства, которые появятся после продажи действующей компании.
Можно ли покупать бизнес в непредсказуемых условиях?
Собеседник считает, что предприимчивый человек может подстроиться под любое время. И в качестве примера привел свой опыт. В условиях пандемии в 2020 году его команда увидела перспективу в одном из заведений общепита с госарендой. Заметные плюсы оправдали себя уже через две недели, когда работающий бизнес продали в два раза дороже.
"В пандемию было мало спроса и много предложений. Нам удалось выбрать интересный объект. И это пример того, что, если вы хотите купить что-то хорошее, нужно просто искать и правильно оценивать потенциал", – подчеркнул специалист.

Закон распределения капитала работает давно и стабильно. Если все плохо, значит, на рынке много предложений, когда все хорошо – повышается спрос.
"Действующий бизнес для предпринимателя, как еда для всех людей, – источник жизни. Соответственно, продаваться и покупаться он будет всегда", – отметил собеседник.
И уточнил, что в зависимости от времени и складывающихся обстоятельств преобладать будет либо спрос, либо предложение.
>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber