Минск ввел в апреле ответные меры, запретив европейским компаниям перевозить грузы в Беларусь и по территории страны транзитом в РФ.
Шанс смягчить удар
Впрочем, именно у транспортных компаний с большим парком автомобилей и есть шанс смягчить санкционный удар. По правилам международных автоперевозок, такие фирмы могут создавать юрлица в разных государствах, там же можно регистрировать и свои авто. Именно так сейчас и делают белорусские перевозчики, сообщили порталу Tochka.by источники, которые являются пользователями "Биржи грузоперевозок ATI.SU".
"Ищем партнеров по перецепке грузов из Беларуси на Литву и с Литвы на Беларусь. Можем довозить грузы до пограничных складов временного хранения. Ищем прицепы стандарт и мега. Такого рода объявления пишут перевозчики сейчас – это основной путь выхода из сложившейся ситуации", – сообщили в одной из транспортных компаний Беларуси.
Схема работы изменилась
Экспедитор грузов Иван согласился пообщаться с Tochka.by на условиях анонимности. Его направление работы уже много лет ЕС-РБ-РФ. Экспедитор отмечает, что количество грузов в Евросоюз и на выезд из него пока не снизилось, зато коренным образом изменилась схема работы."Если ранее груз доставлялся прямым маршрутом, то сейчас через перегруз/перецепку (разные способы бывают) на TLC. К примеру, если ранее доставка груза из Италии до Барнаула стоила порядка 9800 евро, то сейчас с перегрузкой в Бресте – порядка 17000 евро. На рынке полный хаос с ценами, поскольку добавляется много дополнительных расходов (перегрузка в логистическом центре, подорожание топлива в ЕС и прочее). А потому заранее предугадать все траты пока невозможно", – говорит собеседник.
Единственное спасение в непростой транспортной ситуации на данный момент – настраивать транзит через Латвию на Россию, очень помогает и открытие новых логистических центров.
"Открыли переходы "Берестовица", "Брузги". Для себя переориентацию на другие рынки не считаем эффективной, поскольку везде хаос и огромные очереди на границах, в частности речь о грузах из Грузии. Но настроены оптимистично. Думаем, что все скоро наладится", – добавляет сотрудник транспортной компании.
Сотрудники в отпуске, машины стоят
Еще один перевозчик с направлением работы в ЕС, который также на условиях анонимности согласился пообщаться с нами, настроен не так оптимистично в части будущего своего бизнеса.
"Сейчас всех распустили в отпуск и ждут, когда ситуация прояснится, вопросов с перегрузками-перецепками очень много: непонятно, кто и как будет оплачивать простои на складах временного хранения. Очереди большие. И вот даже если с суммой оплаты договорились, то проблема в том, как оплатить, ведь многие банки ЕС с нами не работают", – сетует перевозчик.
По его словам, он просчитывал новые направления работы, в частности РФ, но это по факту нерентабельно, потому что ставки не покрывают затрат на содержание авто и зарплату водителей.
"Кстати, подорожала качественная резина в четыре раза, зарплата водителей тоже у нас немалая, за меньшие деньги вряд ли кто захочет работать. А в штате только высококлассные ребята. Возможно, ситуация прояснится, но нужно время – пока же нам ничего не понятно", – уточнил автоперевозчик.
Переориентация на Восток
Статистика международной биржи автомобильных грузоперевозок ATI.SU показывает, что в это время между Беларусью и Россией активно растет популярность грузоперевозок.
В январе и феврале их количество из России в Беларусь выросло на 30%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В марте же этот рост ускорился и достиг отметки в 61%.
"Интересно, что в обратном направлении – Беларусь-Россия – роста объема грузоперевозок пока не наблюдается. Те, кто возил грузы из стран Евросоюза, теперь переориентировались в восточном направлении и поставляют грузы из России. Ожидаем, что популярность этого направления будет расти и дальше", – отмечает директор компании представителя "Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси" Татьяна Солдатенко.
Что касается стран Евросоюза, то здесь был отмечен активный рост объема перевозок в январе и феврале, но в марте случилось резкое падение.
"Спрос на доставку грузов из Европы в Беларусь в зимние месяцы вырос на 130% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года", – приводит цифры Солдатенко.
В марте же, из-за введенных санкций, популярность этого направления снизилась и вернулась на уровень прошлогодних показателей. Это случилось еще до введения запрета на въезд белорусских и российских грузовиков в ЕС, добавляет она.
Что думают в "БАМАП"?
В Ассоциации "БАМАП" о трудностях в сфере грузоперевозок знают. Как ранее заявляли представители компании, белорусскому правительству предложен комплекс мер поддержки работы международного автомобильного транспорта в условиях рестрикций. Собственно, правительство полный пакет мер уже опубликовало.
Главные задачи, отмечали в "БАМАП", – компенсировать потери от сокращения объемов перевозок грузов автомобильным транспортом на европейском направлении, сократить финансовую и административную нагрузки, упростить и минимизировать ограничения валютного регулирования и контроля.
Как-никак, в Беларуси в этой сфере работает порядка 30 тысяч человек. А отрасль стабильно держит второе место в стране по экспорту услуг.