
Число успешных мошеннических операций за прошлый год выросло на 12%, а средняя сумма одной аферы – с $35 до $82. Рейтинг угроз составил Банковский процессинговый центр, оператор платежной системы Белкарт.
В центре систематизировали угрозы на основе данных по обслуживаемым карточкам за 2024 год. Опасность представляют две ключевые схемы. Чаще всего аферисты используют реквизиты карт – 68,8% мошеннических операций.
Второе место занимает социальная инженерия – 30,8%. Утерянным и украденным "пластиком" рассчитываются гораздо реже – 0,4% незаконных операций. Также зарегистрированы единичные случаи подделки карточек, но по ним не зафиксированы успешные операции.
Что интересно, скимминговых устройств в белорусских банкоматах уже не находят. Не было в прошлом году и массовой компрометации данных держателей карточек.

Больше всего мошенничеств по карточкам приходится на e-commerce – онлайн-покупки. Аферисты активно прибегают к автоматизации процессов, машинному обучению и искусственному интеллекту. Во многих случаях по-прежнему используются популярные схемы социальной инженерии.
На прицеле личные данные
Мошенники стремятся получить личные данные держателей карточек, доступы к их счетам, мобильному и интернет-банкингу, а также к смартфонам.
"Подавляющее большинство мошенников сейчас орудует в онлайне. Передача реквизитов карточки или данных для входа в мобильный или интернет-банкинг несет с собой серьезные риски. И это очень важный момент, который, к сожалению, пока не все осознали: распространение конфиденциальной финансовой информации несет куда большие угрозы, чем даже кража самой банковской платежной карточки. Аферисты придумали десятки сценариев и уловок, и каждый раз появляются какие-то новые схемы. Борьба с ними ведется на разных уровнях, но большую роль играют финансовая грамотность населения и критическое мышление", – отмечают в Банковском процессинговом центре.
Аферисты, в частности, прибегают к генерации тестовых операций и атаки на БИН банков. Они проводят одну-две тестовые транзакции для проверки карточки, чтобы потом использовать ее в своих целях.

Развитие получили схемы, связанные с токенизацией скомпрометированных карточек. Мошенники обманом получают реквизиты и привязывают карточки к своему устройству, после чего совершают покупки в интернете и даже снимают наличные в банкоматах других стран.
Лжесотрудники банка не устаревают
Для правдоподобности мошенники звонят под видом представителей банка, правоохранительных органов, мобильных операторов и других организаций. Они также рассылают сообщения в соцсетях и мессенджерах от имени организаторов рекламных акций, почтовых операторов, торговых площадок, а порою и просто под видом знакомых и родственников.
Многие аферисты пытаются установить на чужой смартфон приложение удаленного доступа. Это дает им полный контроль над счетами.
Стало больше случаев, когда белорусы переходили по фишинговым ссылкам якобы на официальные ресурсы банков, почтовых служб и служб доставки. Там они вводили логин и пароль от интернет-банкинга или реквизиты карточки для оплаты услуг. В результате конфиденциальные данные "утекали" злоумышленникам.

Все еще распространена схема, связанная с сайтами знакомств. Злоумышленники присылают "ухажерам" фишинговые ссылки на покупку билетов в театр, кино или другие места. Те, кто переходит по ним и вводит данные для оплаты, теряют деньги.
Зато мошенникам реже удается убедить белорусов оформить кредит и перевести деньги. Теперь такая схема трансформировалась – кредиты для аферистов оформляют в мобильном и интернет-банкинге. Людям внушают, что они содействуют правоохранительным органам.
Статистика подготовлена Банковским процессинговым центром на основе информации по операциям с банковскими платежными карточками. Использованы данные о мошеннических операциях, которые сообщались в платежные системы.
>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber