– Наталия, что представляет собой ЕРИП сегодня?
– Единое расчетное информационное пространство (ЕРИП) включает в себя три ключевых блока.
Первый – это платежная система, фактически сердце нашей организации, благодаря которой граждане и юрлица могут ежедневно осуществлять оплату, производить расчеты.
Второй – межбанковская система идентификации (МСИ). Она открывает белорусам доступ ко всему спектру банковских услуг. Достаточно один раз посетить какой-либо банк, стать его клиентом и потом через МСИ дистанционно получать услуги в других банках страны.
И третий – автоматизированная информационная система "Расчет-ЖКУ".
Люди не пользуются напрямую этой системой, но зато хорошо видят результат ее работы, когда, например, получают извещение об уплате жилищно-коммунальных услуг или берут справку в ЖКХ. Благодаря АИС "Расчет-ЖКУ" начисления в сфере коммунальных услуг стали максимально прозрачными, так как все расчеты делаются по единому алгоритму.
Слаженная работа трех наших систем позволяет говорить о ЕРИП как о едином эффективном механизме. Он способствует цифровой трансформации белорусской экономики, а также обеспечивает надежность и удобство операций для всех участников и пользователей.
– Поиск каких точек роста вел ЕРИП в 2024 году? Каких новых показателей удалось достичь, если говорить на языке цифр? Сколько платежей и на какую сумму проходит теперь через ЕРИП?
– Для оценки динамики развития мы используем такие ключевые показатели, как сумма и количество платежей, сделанных в системе, а также число наших клиентов и услуг, доступных к оплате.
Так, в 2024-м в ЕРИП ежемесячно совершалось платежей на сумму уже более Br3 млрд, а в сентябре-октябре этот показатель приблизился к Br4 млрд. Таким образом, в денежном выражении они выросли более чем на 30% по сравнению с прошлым годом.
Если говорить о количестве, то в месяц через ЕРИП совершается от 55 до 57 млн операций.
Учитывая, что в белорусской экономике, по данным Белстата, заняты 4,1 млн человек, в среднем на одного экономически активного гражданина нашей страны приходится 13 и более платежей в месяц.
Это говорит о том, что ЕРИП является для белорусов знакомым, привычным и удобным способом совершения платежей.
Что касается юридических лиц, то количество организаций, которые работают сегодня с ЕРИП, приближается к 40 тыс.
Это большое число, если принимать в расчет, что на начало 2024 года в Беларуси, по официальным данным, работали 150 тыс. юрлиц.
Самые высокие темпы роста по числу подключенных компаний, сумме платежей и их количеству в ЕРИП сегодня мы наблюдаем в категории "Интернет-магазины".
– Если подводить промежуточные итоги этого года, что стало его главным результатом в части предоставления услуг гражданам?
– Безусловно, одним из достижений 2024-го стал значительный рост числа пользователей, которые через ЕРИП проводят платежи, совершают расчеты с государственными организациями и частными компаниями.
И здесь мы отмечаем, что доля безналичных платежей в системе выросла до 86% – на 5% больше, чем в начале года. Это подтверждает, что клиенты доверяют ЕРИП, ценят удобство и возможность дистанционного обслуживания, которое мы предоставляем как при совершении платежей, так и в клиентской поддержке.
Это общий тренд в нашем мире: люди предпочитают получать информацию быстро, четко и адресно. И мы обеспечиваем им такую возможность в полной мере.
– Как продвигается в ЕРИП внедрение оплаты с помощью QR-кодов? Что нового в этой части принес 2024 год?
– В этом году продолжилась тенденция, которая наметилась во времена COVID-19, связанная с увеличением в системе ЕРИП числа оплат с помощью QR-кодов.
По нашим данным, они теперь настолько востребованы, что плательщики даже просят предоставить их. Так, например, в 2024 году QR-коды появились в извещениях об уплате единого имущественного платежа.
Вместе со всеми заинтересованными мы работаем над продвижением этого вида дистанционных онлайн-платежей в Беларуси и только приветствуем расширение сферы его применения.
– ЕРИП уже анонсировал некоторые новшества для граждан, которые произойдут в 2025 году. В частности, изменение правил использования личного кабинета ЕРИП, о чем подробно рассказывала Tochka.by. Какие еще перемены ожидаются в новом году?
– Сразу отмечу, что новшества в правилах пользования личным кабинетом ЕРИП направлены на защиту персональных данных граждан – изменения преследовали только такую цель. Это не были "изменения ради изменений".
В настоящее время мы внимательно следим за расширением сферы применения искусственного интеллекта и в целом уделяем большое внимание развитию автоматизации системы и ее функционала.
Ведь что в конечном итоге ценит пользователь? "Бесшовность" платежей, то есть возможность в одном приложении оплачивать товары и услуги, совершать иные операции. Над ее улучшением мы и работаем. Также в 2025 году мы продолжаем расширять перечень доступных услуг к оплате.
– Одним из способов подключения к ЕРИП является сервис "ЕРИП.Бизнес". Что именно вы предоставляете в рамках этого сервиса пользователям?
– Нашими клиентами являются самые разные бизнесы. Крупные компании, малый и средний бизнес, индивидуальные предприниматели и т.д. Всем им мы предлагаем готовые комплексные решения по организации приема платежей с гибкой системой тарифов.
При этом каждый клиент может получить у нас консультации и адресную поддержку – наши отделения работают на постоянной основе, причем не только в Минске, но и в регионах.
Подключиться к "ЕРИП.Бизнесу" можно за один день – заключить договор и получить доступ в личный кабинет, установив мобильное приложение на телефон либо планшет.
Мы проводим взвешенную тарифную политику, которая предусматривает в том числе планомерное снижение вознаграждений. Так, если в 2016 году комиссия в ЕРИП в среднем составляла 2,0–2,2%, то сегодня уже 1–1,2%.
– Многие поставщики товаров и услуг и их клиенты используют ваш сервис E-POS. Как вы сами оцениваете проделанную в этой части работу?
– E-POS позволяет принимать платежи как через сайт, так и без него. Он подходит для юридических лиц, ИП и самозанятых. Мы гордимся тем, что многие поставщики товаров и услуг сделали выбор в пользу сервиса E-POS, который стал для них эффективным инструментом в работе.
В настоящее время E-POS используют более 15 тыс. наших клиентов. Что особенно радует, сервис широко востребован в регионах. Наши клиенты находятся по всей стране.
Как работает E-POS? Для бизнеса нужно:
|
Вначале E-POS просто давал возможность осуществить оплату по QR-коду. А сегодня сервис интегрирован с различными программными решениями и сервисами.
E-POS является частью программной кассы и предлагается как комплексное решение банками. Так, за 10 месяцев этого года количество подключенных производителей услуг увеличилось в два раза по сравнению с началом 2024-го.
– Наталия, чем в целом примечателен 2024-й в части работы ЕРИП с компаниями и индивидуальными предпринимателями?
– В 2024 году большое внимание мы уделили развитию сервисов, входящих в структуру ЕРИП, улучшению нашего взаимодействия с МСИ, развитию интерфейса и совершенствованию функционала системы.
ЕРИП открыт к диалогу и готов оказывать всестороннюю поддержку нашим клиентам. И если, например, бизнес говорит нам, что в сервисе желательно упростить возвраты денег, мы слышим это и работаем в данном направлении.
В будущем мы продолжим увеличивать число операций, доступных к оплате для бизнеса в ЕРИП, и минимизировать время на их выполнение.
Как известно, с 1 октября 2024 года для юридических лиц и ИП значительно упрощен процесс платы за административные процедуры.
Для оплаты в платежной системе в ЕРИП сегодня уже более 185 государственных органов подключили услугу для уплаты административных процедур.
Внедрение этого и других сервисов в ЕРИП будет способствовать дальнейшей цифровизации сектора гособслуживания и в целом поможет выстраивать эффективные отношения в сфере государственно-частного партнерства в Беларуси.
>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber