Стояли очереди: события в Украине повысили спрос на ломбарды в Беларуси

Николай Михновец
Журналист Tochka.by поговорил с владельцем ломбарда о том, как на его работу повлияла ситуация в Украине и резкий рост курса доллара. Некоторые посетители сдавали вещи, чтобы оформить своеобразный "кредит" и купить бытовую технику или гаджеты по старым ценам.
Стояли очереди: события в Украине повысили спрос на ломбарды в Беларуси
Фото: Uwe Anspach/dpa/TASS

Константин Исаев руководит сетью ломбардов в Витебске – областном центре с самой низкой средней зарплатой. Еще один филиал работает в Минске. По признанию собеседника, если раньше столичное отделение работало с меньшей прибылью, чем витебские, то минувшей весной и оно принесло солидный доход.

Собеседник признался, что такого наплыва клиентов, как в апреле-марте 2022 года, не было за все 12 лет работы. Но он оценивает ситуацию сдержано: для ломбардного бизнеса лучше, когда все идет своим чередом.

Люди реагировали на новости

Характерной тенденцией пика в марте-апреле Константин назвал наплыв клиентов волнами. Он объяснил это реакцией на конкретные новости, за которыми следили люди. Если они ожидали сильного подорожания, даже того же сахара, то приходили в ломбард, чтобы получить деньги и закупиться впрок.

"Это очень чувствовалось. Как только новость какая-то появится, на следующий день сразу поток людей", – замечает руководитель ломбарда.

При этом он опроверг стереотипное мнение о том, что таким способом восполняют наличку только возрастные белорусы. По словам собеседника, в этот раз приходило много молодых клиентов, особенно, когда сильно вырос доллар. В ходе общения выяснялось, что они хотели купить технику по старым ценам.

"В итоге люди платили по процентам нам, чтобы сэкономить на покупке бытовой техники и электроники. Так себе идея. Но это психология людей. Хотели сэкономить, в итоге переплатили", – оценивает ситуацию представитель рынка.

Людей было так много, что заканчивались деньги

Ломбард выдает деньги в залог имущества под 0,5-1,4% в сутки. Процент зависит от суммы и периода хранения. Математика простая: если предмет залога оценен в 100 рублей, то при ставке 1% через неделю нужно будет заплатить 107 рублей.

По словам собеседника, весенний ажиотаж позволил снизить проценты, поскольку выручка увеличилась за счет оборота. Константин отметил, что из-за наплыва посетителей он вынужден был развозить по "точкам" деньги – они быстро заканчивались в кассах из-за большого количества клиентов.

В какой-то момент руководитель ломбарда столкнулся с небывалым явлением: в его филиалах образовывалась очередь.

Фото:LanKS / Shutterstock.com

"Это было связано в том числе с длинными выходными. Я начал узнавать у людей, что происходит. Оказалось, что в других ломбардах закончились средства. И в какой-то момент в мои ломбарды люди начали приезжать со всего Витебска, потому что у нас финансы еще были. Я работаю с 2010 года, и очередей еще никогда не видел" – с удивлением рассказывает Константин.

Пенсионеры – постоянные клиенты

Собеседник поделился наблюдениями по поводу того, как поменялся среднестатистический посетитель. Семь-десять лет назад больше половины клиентов составляли так называемые "антисоциальные элементы". Но постепенно ситуация изменилась. И сегодня примерно 80% – обычные люди, которым просто не хватает до зарплаты или пенсии.

"Особенно много в конце месяца пенсионеров, сдают вещи в ожидании очередной выплаты, некоторые уже стали постоянными клиентами", – рассказал Константин, обратив внимание, что при этом пенсионеры дисциплинированные и в большинстве своем выкупают имущество или вовремя продлевают договор.

Все чаще сдают золото

Для весеннего ажиотажа была характерна еще одна давняя закономерность. Люди в основном сдавали ювелирные изделия, как правило, из золота. Из-за возросших объемов у собеседника возникали опасения, что владельцы имущества не вернутся.

По правилам, драгметаллы ломбарды должны сдавать государству по установленным ценам, реализация запрещена. На фоне происходящего на какое-то время золото выросло в цене, и у людей оно выкупалось по завышенному "тарифу". После снижения и в случае невыкупа ломбард оказался бы в проигрыше. Самым дорогим "лотом" были пять десятиграммовых слитков золота 999 пробы.

"В какой-то год у нас была ситуация, когда люди сдали много золота. Оно потом упало в цене, и многие хозяева его не выкупили, пришлось сдавать государству по меньшей стоимости. Тогда мы попали на деньги. Но в этот раз худшие ожидания не оправдались. В целом, люди забирали свои вещи. Процент невыкупа сопоставим с тем, что и в обычное время – 20-30%", – пояснил Константин, подчеркнув, что он все же заинтересован зарабатывать основным видом деятельности – принимать имущество под проценты.

При повышении спроса и невыкупе "залога" встает вопрос реализации. Ломбард на время лишается физических денег, которые не может пустить в оборот в случае дальнейшего роста числа клиентов.

Некоторые представители рынка говорят, что хотели бы получить право на продажу сдаваемого населением золота. Но Константин замечает, что для него в какой-то момент это было актуально, а сейчас продавать ювелирные изделия или драгметаллы проблематично, и обязательная сдача государству даже выгодна, поскольку ломбард гарантировано вернет деньги.

Фото:LanKS / Shutterstock.com

Условная прибыль

К такому результату опытный руководитель относится насторожено. Он отмечает, что не заинтересован в подобном волновом спросе.

Летом наблюдается относительный спад. Фактор сезонности проявляется каждый год: люди проводят время в отпуске на даче или отдыхе. Тем не менее собеседник опасается, что в какой-то момент им будет нечего нести. И Константин шутит, что придется брать под залог продукты. Он вспомнил случай, когда пожилой мужчина принес в ломбард полбанки кофе: "Это повеселило персонал: человеку помогли, дали два рубля, но кофе, конечно, не взяли".

Собеседник отметил, что весной выручка была весомой, но она сразу ушла в оборот. По закону сохранения энергии на пике непредсказуемости было много людей, сейчас, когда все стабилизировалось, стало гораздо меньше. И по итогам года прибыль может не превысить показатели 2021-го. Еще одна надежда связана с августом-сентябрем: обычно спрос увеличивается в конце лета, когда родители собирают детей в школу.

По признанию Константина, позитивный результат от весеннего ажиотажа все же есть. Финансовый запас позволяет смелее смотреть в будущее. Единственный филиал в Минске работал так себе. Но пиковая весна заметно увеличила прибыль, и появились мысли о создании сети и в столице. Правда, пока эта идея перешла в режим ожидания.

>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наш Telegram

Читайте также:

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки