Антинаучно и бесчеловечно: разбор лекции об аутизме для школьников из Барановичей

Татьяна Демидова
"Аутизм – из-за беспорядочных половых связей": рассказываем о лекции, которую устроили для барановичских школьников.
Антинаучно и бесчеловечно: разбор лекции об аутизме для школьников из Барановичей
Фото: Africa Studio / shutterstock.com

Бурную реакцию соцсетей и родителей вызвали кадры лекции в одной из барановичских школ, на которых специалист утверждала, что дети с аутизмом рождаются от беспорядочных половых связей и они "никогда не станут нормальными", а заболевание это – не диагностируемое. Почему это не так?

Мы медленно идем к принятию людей, чем-то непохожих на большинство из нас, внешне и психологически отличающихся от общепринятого "понятия нормы". Сегодня, когда все больше говорят об открытости и инклюзивности, увы, случаются вещи, которые сложно себе вообразить в современном мире.

Что произошло?

В одной из школ в городе Барановичи десятиклассникам проводили лекцию о половом воспитании. Спикером стала Ольга Филистович, педагог, которая заявляет о себе как о специалисте по запуску речи и коррекции поведения у детей. То, что преподносилось подросткам как абсолютная истина, в агрессивной манере, вызвало шквал критики родителей, специалистов, работающих с аутизмом, и просто неравнодушных: педагог заверяла, что дети с аутизмом рождаются от беспорядочных половых связей.

"Потому что секс – это генетика, это мутация, это не только сношения. Это духовный процесс, за который вы в ответе. Вы и ваши дети. Я не говорю, что все, кто имеет детей с аутизмом, это люди, которые имели беспорядочные половые отношения. Генетики говорят то, что эта мутация может иметь последствия до 7-го поколения", – заявляла в своей лекции педагог, приводя эти факты явно на повышенном и агрессивном тоне.

Кроме всего это, Филистович добавила, что дети с аутизмом "никогда не смогут построить отношения, не смогут любить и пришли в этот мир, чтобы сказать о том, что они отвечают за наши отношения в любви".

"Вы хотите такого ребенка?.. Дети с аутизмом, которых вы будете видеть, которые бросаются на пол, кричат, истерят, кусаются, бьются – это для вас урок", – заявила специалист и перешла к тому, что означает настоящая любовь.

Когда история обрела резонанс, Ольга Филистович извинилась "за категоричность и резкость в своих высказываниях" и объяснила, что в своем выступлении она привела пример аутизма "самой тяжелой степени" и не хотела задеть чувства родителей детей с подобными расстройствами.

Тем не менее, белорусские специалисты просят проверить ее высказывания соответствующие министерства и ведомства.

Почему то, что рассказала педагог, является антинаучным и только увеличивает стигматизацию в отношении детей с аутизмом и их родителей? Что не так с этими утверждениями? И почему подобное – это лишний повод рассказать об аутизме и особенных детях, Tochka.by разбиралась с врачом медцентра "Гравита", генетиком Анной Кульпанович.

Ничего общего с наукой

Сложно представить, что подобный миф необходимо развеивать сегодня, но выходит, что так: "аутизм – это мутация в генах, которая случается из-за беспорядочных половых связей". Конечно же, никаких научных доказательств этому нет.

Анна Кульпанович (Instagram: @kulpanovich_anna_geneticist).

"Считать, что генетический материал от предыдущих партнеров может повлиять на формирование плода, что женский организм "запоминает" количество партнеров, ДНК других мужчин – в крайней степени антинаучно. Причины возникновения таких мифов – это хайп, отсутствие понимания некоторых физиологических процессов, желание совместить популярную науку, генетику и некоторые понятия из нее с повседневной жизнью. Опасность этого по сути безобидного действия заключается в непонимании и необразованности", – объясняет Анна Кульпанович.

У генетических болезней множество причин, но наличие нескольких половых партнеров в прошлом точно не из этого числа.

Весьма распространенное заболевание

Попробуем разобраться, что за заболевание так неуместно упоминалось в лекции по психосексуальному воспитанию детей.

По подсчетам ВОЗ, расстройства аутистического спектра присутствует у одного ребенка из 88: это широкий спектр заболеваний, к которым ведут как генетические (хромосомные нарушения и мутации генов), так и не генетические причины.

"Аутизм – это не одно заболевание, а целая группа расстройств психологического и социального развития, которые принято называть расстройствами аутистического спектра (РАС). Для этой группы заболеваний существуют симптомы, "красные флаги", которые на начальном этапе помогут заподозрить нарушения, а после, на консультации у специалиста, – подтвердить или исключить диагноз", – говорит генетик.

РАС может проявляться трудностями в общении, когда ребенок не хочет или ему сложно контактировать с окружающим миром: он не смотрит в глаза, когда к нему обращаются, не использует мимику (это, кстати, первый тревожный звоночек, которые должен насторожить родителей), не играет и не общается со сверстниками и взрослыми. Дети могут вообще не реагировать, когда к ним обращаются.

Фото: Iren_Geo / shutterstock.com
И у каждого ребенка с расстройствами аутистического спектра поведение может очень сильно отличаться. Кто-то играет с игрушками как-то не так (разбрасывает, постукивает, облизывает или повторяет одни и те же действия). В раннем возрасте можно заметить, что такой малыш проявляет необычные интересы: например, изучает движущие предметы или какие-то узкие темы (есть интерес только к алфавиту, цифрам или определенным характеристикам предметов и названиям).

У таких деток может быть тревога в непривычных местах и в новой обстановке, им сложно удержать внимание на чем-либо, они плохо сосредотачиваются, очень нервничают и расстраиваются по этому поводу. Они подолгу могут повторять одни и те же движения – раскачиваться, махать руками, потирать ладошки, крутить пальчики…

"Вот такие разные, но определенно заметные симптомы включают расстройства аутистического спектра. Только специалисты – генетик, психо-невролог, логопед-дефектолог в команде – могут оценить, аутизм это или РАС. Если понять, в чем причина, нужно вовремя начать правильно заниматься. Тогда будут значительные успехи, и я их вижу у своих пациентов и семей", – поясняет Анна Кульпанович.

Дети-изгои?

Утверждение о том, что дети с аутизмом никогда не смогут социализироваться, в корне неверно, а подобные высказывания, которые преподносились подросткам, только способствуют стигматизации и дискриминации таких людей.

Фото: luvmybry / pixabay

"Этот диагноз совсем не означает, что ребенок на всю жизнь останется изолированным дома, с мамой, не сможет коммуницировать и стать частью социума. Да, у него могут свои особенности. Но сегодня есть огромное количество методик и техник, позволяющих детям практически не отличаться в поведении и речи от сверстников", – разъяснила Анна Кульпанович

С ее слов, таким детям очень необходимо быть вовлеченными в социум – вот почему сейчас так много говорится про доступную среду обучения, инклюзию и толерантность. Во-первых, доказано, что особенные дети в инклюзивных классах лучше и быстрее схватывают учебный материал, адаптируются и учатся контактировать со сверстниками. А во-вторых, это учит других детей, что все мы разные, а это очень важно, если мы не хотим больше подобной дискриминации и стигматизации.

>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наш Telegram

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки