Бурную реакцию соцсетей и родителей вызвали кадры лекции в одной из барановичских школ, на которых специалист утверждала, что дети с аутизмом рождаются от беспорядочных половых связей и они "никогда не станут нормальными", а заболевание это – не диагностируемое. Почему это не так?
Мы медленно идем к принятию людей, чем-то непохожих на большинство из нас, внешне и психологически отличающихся от общепринятого "понятия нормы". Сегодня, когда все больше говорят об открытости и инклюзивности, увы, случаются вещи, которые сложно себе вообразить в современном мире.
Что произошло?
В одной из школ в городе Барановичи десятиклассникам проводили лекцию о половом воспитании. Спикером стала Ольга Филистович, педагог, которая заявляет о себе как о специалисте по запуску речи и коррекции поведения у детей. То, что преподносилось подросткам как абсолютная истина, в агрессивной манере, вызвало шквал критики родителей, специалистов, работающих с аутизмом, и просто неравнодушных: педагог заверяла, что дети с аутизмом рождаются от беспорядочных половых связей.
"Потому что секс – это генетика, это мутация, это не только сношения. Это духовный процесс, за который вы в ответе. Вы и ваши дети. Я не говорю, что все, кто имеет детей с аутизмом, это люди, которые имели беспорядочные половые отношения. Генетики говорят то, что эта мутация может иметь последствия до 7-го поколения", – заявляла в своей лекции педагог, приводя эти факты явно на повышенном и агрессивном тоне.
Кроме всего это, Филистович добавила, что дети с аутизмом "никогда не смогут построить отношения, не смогут любить и пришли в этот мир, чтобы сказать о том, что они отвечают за наши отношения в любви".
"Вы хотите такого ребенка?.. Дети с аутизмом, которых вы будете видеть, которые бросаются на пол, кричат, истерят, кусаются, бьются – это для вас урок", – заявила специалист и перешла к тому, что означает настоящая любовь.
Когда история обрела резонанс, Ольга Филистович извинилась "за категоричность и резкость в своих высказываниях" и объяснила, что в своем выступлении она привела пример аутизма "самой тяжелой степени" и не хотела задеть чувства родителей детей с подобными расстройствами.
Тем не менее, белорусские специалисты просят проверить ее высказывания соответствующие министерства и ведомства.
Почему то, что рассказала педагог, является антинаучным и только увеличивает стигматизацию в отношении детей с аутизмом и их родителей? Что не так с этими утверждениями? И почему подобное – это лишний повод рассказать об аутизме и особенных детях, Tochka.by разбиралась с врачом медцентра "Гравита", генетиком Анной Кульпанович.
Ничего общего с наукой
Сложно представить, что подобный миф необходимо развеивать сегодня, но выходит, что так: "аутизм – это мутация в генах, которая случается из-за беспорядочных половых связей". Конечно же, никаких научных доказательств этому нет.
"Считать, что генетический материал от предыдущих партнеров может повлиять на формирование плода, что женский организм "запоминает" количество партнеров, ДНК других мужчин – в крайней степени антинаучно. Причины возникновения таких мифов – это хайп, отсутствие понимания некоторых физиологических процессов, желание совместить популярную науку, генетику и некоторые понятия из нее с повседневной жизнью. Опасность этого по сути безобидного действия заключается в непонимании и необразованности", – объясняет Анна Кульпанович.
У генетических болезней множество причин, но наличие нескольких половых партнеров в прошлом точно не из этого числа.
Весьма распространенное заболевание
Попробуем разобраться, что за заболевание так неуместно упоминалось в лекции по психосексуальному воспитанию детей.
По подсчетам ВОЗ, расстройства аутистического спектра присутствует у одного ребенка из 88: это широкий спектр заболеваний, к которым ведут как генетические (хромосомные нарушения и мутации генов), так и не генетические причины.
"Аутизм – это не одно заболевание, а целая группа расстройств психологического и социального развития, которые принято называть расстройствами аутистического спектра (РАС). Для этой группы заболеваний существуют симптомы, "красные флаги", которые на начальном этапе помогут заподозрить нарушения, а после, на консультации у специалиста, – подтвердить или исключить диагноз", – говорит генетик.
РАС может проявляться трудностями в общении, когда ребенок не хочет или ему сложно контактировать с окружающим миром: он не смотрит в глаза, когда к нему обращаются, не использует мимику (это, кстати, первый тревожный звоночек, которые должен насторожить родителей), не играет и не общается со сверстниками и взрослыми. Дети могут вообще не реагировать, когда к ним обращаются.
И у каждого ребенка с расстройствами аутистического спектра поведение может очень сильно отличаться. Кто-то играет с игрушками как-то не так (разбрасывает, постукивает, облизывает или повторяет одни и те же действия). В раннем возрасте можно заметить, что такой малыш проявляет необычные интересы: например, изучает движущие предметы или какие-то узкие темы (есть интерес только к алфавиту, цифрам или определенным характеристикам предметов и названиям).
У таких деток может быть тревога в непривычных местах и в новой обстановке, им сложно удержать внимание на чем-либо, они плохо сосредотачиваются, очень нервничают и расстраиваются по этому поводу. Они подолгу могут повторять одни и те же движения – раскачиваться, махать руками, потирать ладошки, крутить пальчики…
"Вот такие разные, но определенно заметные симптомы включают расстройства аутистического спектра. Только специалисты – генетик, психо-невролог, логопед-дефектолог в команде – могут оценить, аутизм это или РАС. Если понять, в чем причина, нужно вовремя начать правильно заниматься. Тогда будут значительные успехи, и я их вижу у своих пациентов и семей", – поясняет Анна Кульпанович.
Дети-изгои?
Утверждение о том, что дети с аутизмом никогда не смогут социализироваться, в корне неверно, а подобные высказывания, которые преподносились подросткам, только способствуют стигматизации и дискриминации таких людей.
"Этот диагноз совсем не означает, что ребенок на всю жизнь останется изолированным дома, с мамой, не сможет коммуницировать и стать частью социума. Да, у него могут свои особенности. Но сегодня есть огромное количество методик и техник, позволяющих детям практически не отличаться в поведении и речи от сверстников", – разъяснила Анна Кульпанович
С ее слов, таким детям очень необходимо быть вовлеченными в социум – вот почему сейчас так много говорится про доступную среду обучения, инклюзию и толерантность. Во-первых, доказано, что особенные дети в инклюзивных классах лучше и быстрее схватывают учебный материал, адаптируются и учатся контактировать со сверстниками. А во-вторых, это учит других детей, что все мы разные, а это очень важно, если мы не хотим больше подобной дискриминации и стигматизации.