Ребенок не хочет учиться: ищем причины вместе с детским психологом

Татьяна Демидова
Каждый родитель хочет вырастить из своего ребенка маленького гения, успешного человека в будущем и готов вложить в это много сил и времени. Но что делать, если мотивации хорошо учиться и садиться за домашние задания у школьника совсем нет?
Ребенок не хочет учиться: ищем причины вместе с детским психологом
Фото: Lucky Business / shutterstock.com

Если ребенок все больше времени проводит с гаджетами, а интерес к учебе падает с каждым днем, возможно, дело здесь не просто в лени. И прежде чем применить "силовые методы" и заставить его сесть за учебники, надо попытаться найти корни проблемы.

Вместе с детским психологом Галиной Швец Tochka.by попыталась помочь родителям разобраться в причинах отсутствия всякого интереса у детей к получению знаний, чтобы помочь зажечь искорку в ребенке и найти мотивацию к учебе.

Почему дети не хотят учиться?

Для многих родителей каждый учебный год – постоянное испытание нервов на прочность и вечные баталии с ребенком на почве плохих отметок и выполнения домашних заданий. Мамы жалуются: детям ничего не интересно.

"Но как только мы начинаем работать с ребенком, тут же понимаем: интересы у него есть, и они не ограничиваются только играми и гаджетами. И тогда надо искать причину и отслеживать поведение ребенка. Как он себя ведет, что говорит про школу, с каким настроением туда идет и приходит домой после уроков. Если есть подавленность, тревожность, агрессия, неуверенность – это нехорошие сигналы", – говорит детский психолог.

Специалист объясняет: за плохим поведением ребенка часто стоит стресс и какая-то сложная ситуация, с которой он не справляется. И первая реакция на это – наказать, поругаться, отчитать. Но ребенок закроется еще больше.

Пытаемся поговорить. Лучше задавать вопросы "открытого типа", он будет давать более полные, а не односложные ответы: как прошел день в школе, что нового, все ли было хорошо, что интересного узнал. Через ответы можно увидеть, есть ли какие-то проблемы в школе, которые отбивают интерес к учебе. Дети могут бояться признаться, что в классе у него плохие отношения с кем-то из сверстников, что сложилось недопонимание с учителем или просто нелюбовь к какому-то предмету.

Причин может быть несколько, и, разобравшись в них, можно найти "ключик" к своему ребенку и помочь ему с интересом заниматься.

Конфликт в школе

Очень часто мотивация к учебе у ребенка может пропасть из-за неприятностей в школе, но не в учебе, а во взаимоотношениях со сверстниками или учителем.

"Дети очень ранимы и уязвимы. Если отношения с учителем не сложились (а причины могут разными, как его вызывающее поведение, так и несправедливость педагога), это неминуемо скажется на отношение к учебе и успеваемости. Поэтому выясняем, что стало поводом для конфликта, откровенно говорим и с ребенком, и с учителем", – рассказывает Галина Швец.

Если в классе не сложились отношения со сверстниками, это не только скажется на оценках ребенка, нежелании идти в школу и выполнять задания, но и на его психологическом состоянии. Буллинг, к сожалению, явление нередкое, и родители должны сразу идти в школу и разбираться с причинами подобной травли.

Фото носит иллюстративный характер Africa Studio / shutterstock.com
Увы, иногда бывает и так, что приходится менять школу. Но часто у детей сразу же улучшается успеваемость, как только они попадают в новое, хорошо настроенное к ним окружение.

Слишком трудно

Освоить такой большой объем предметов, выполнить все домашние задания, успеть к репетитору и в кружки по интересам… Как итог – вечером совсем нет желания садиться за книжки, хочется отдохнуть в телефоне и за просмотром смешных видео.

Если вы понимаете, что за таким поведением стоит простое выгорание и усталость (как физическая, так и эмоциональная), дайте ребенку возможность отдохнуть, разгрузите его вечером или в выходные, устроив совместный отдых.

Еще один замкнутый круг: ребенок не понимает предмет – получает плохую оценку – не хочет учиться, потому что не понимает – снова получит низкую отметку. Прирожденному гуманитарию будут легче даваться языки, а людям с математическим складом ума – точные науки. Так бывает, и это совершенно нормально.

"Расставляем приоритеты. Возможно, какие-то предметы станут больше понятными, если привлечь репетитора, который сможет найти объяснение сложным вещам интересным ребенку языком. Надо смириться с тем, что во всем ребенок вряд ли будет хорош, но вы же его от этого меньше любить не станете? Дайте ему это почувствовать", – говорит психолог

Одни гаджеты на уме!

С саморегуляций и расставлением приоритетов не у каждого взрослого ладится: вспомните, как вы сами, откладывая дела на потом, не замечали, как засели в телефоне. Ребенку с этим гораздо сложнее, поэтому не стоит ожидать, что он сам с большой охотой отложит на потом компьютерные игры и сядет за книжку.

Первое желание – отобрать телефон. Но это не даст желаемого результата, а только приведет к дополнительным конфликтам.

"Компромисс – вместе составить распорядок дня. Распланировать время занятий, подготовки домашних заданий, отдыха и кружков. Ребенок понимает, что у него есть свободный промежуток времени, отведенный на гаджеты. Это дисциплинирует и учит планировать свои дела. Важно найти интересную ребенку альтернативу: занятие по интересу, кружок, а может даже интегрировать телефон в учебу – такое очень хорошо срабатывает с младшими школьниками, благо, образовательных программ для гаджетов сейчас хватает", – говорит Галина Швец.

Сложный возраст

Родителям нужно быть готовыми к тому, что к подростковому возрасту тяга к учебе у подростка может снижаться – это нормально, меняются приоритеты, появляется интерес к противоположному полу, хочется больше гулять с друзьями, нежели сидеть за книжками.

Все чаще могут звучать вопросы: а зачем мне нужен тот или иной предмет, что именно из сложных формул по физике, химии и математике мне вообще может пригодиться в жизни?

"Здесь ребенку надо помочь расставить приоритеты, но при этом услышать его. Понятно, что далеко не все из школьной программы нам пригодилось на каждый день, но многие предметы нам нужны для общего развития, "для аттестата", а что-то для сдачи экзаменов в вуз или колледж. Подростку надо объяснить, что сейчас это его маленькая и не всегда приятная обязанность, которая не будет длиться вечно. Но обязанности есть у всех взрослых людей", – говорит детский психолог.

Конфликты дома и давление родителей

Одна из главных задач родителей – дарить ребенку любовь, заботу и защиту. Если отношения сложные, вряд ли стоит ожидать, что ребенок перед вами откроется. Да и на учебе это обязательно скажется.

Фото носит иллюстративный характер VGstockstudio / shutterstock.com
Важно дать понять ребенку, что его любят безусловно, несмотря на плохие оценки. Если родитель будет требовать слишком много, то постоянное давление, боязнь разочаровать и получить очередную трепку дома за неуспеваемость будут влиять на его отметки.

"В моей практике был случай, когда мама, оплачивая дочке репетитора, винила ее за плохие отметки по предмету (плохой оценкой для нее была даже восьмерка). Неосторожно сказанная матерью фраза "это позор – получать такую оценку" очень сильно повлияла на ребенка: она постоянно нервничала, была в стрессе и боялась не оправдать ожидания родителей. Как только проработали этот вопрос с мамой, ребенку стал лучше даваться предмет и успеваемость улучшилась", – объясняет Галина Швец.

Если ребенка постоянно критикуют, им всегда недовольны, то уверенность в себе у него будет снижаться, появится пассивность, нежелание учиться: "я получаю взбучку за математику, не хочу, чтобы это повторилось вновь" – появляется сопротивление делать этот урок. Поэтому хвалите даже за самые маленькие успехи. Ребенок сел за домашнее задание? Молодец, он сделал этого без вашего напоминания и пытается разобраться в предмете!

"Главное, не забывайте, что ваша святая обязанность – любить ребенка безусловно. Не позволяйте школе вставать между вами. Этот период скоро закончится, а ваши отношения останутся на всю жизнь. И очень важно их не испортить. Ваши отношения с ребенком важнее невыученных уроков, опозданий и плохих отметок", – добавляет детский психолог.

>>> Больше интересных новостей – подпишитесь на наш Telegram

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки