
Министерство транспорта Казахстана опубликовало на официальном сайте предварительный отчет по результатам расследования крушения самолета Embraer 190 авиакомпании Azerbaijan Airlines (AZAL) у города Актау 25 декабря 2024 года.
Документ занимает 53 страницы, в нем представлена в том числе расшифровка переговоров экипажа с диспетчерами в Грозном, Актау и с региональным центром Единой системы организации воздушного движения (Ростов-на-Дону).
Данные самописцев
По данным отчета, в 05:13 (UTC) 25 декабря приборами самолета был зафиксирован звуковой удар, чуть позже – повторный. Сработала звуковая сигнализация отключения автопилота и автомата тяги. Тогда же упало до нуля давление в третьей гидросистеме и началась разгерметизация кабины.
В 05:14 бортпроводник по внутренней связи доложил командиру воздушного судна: "Взорвалось два сидения, я … ммм ... я не могу подойти, потому что пассажиры встали, я их рассаживаю".
Экипаж в 05:15 сообщил диспетчеру в Грозном: "Отказало управление, удар птиц в кабине. А-а, удар птиц, и в кабине два кресла взорвались".
Затем запросил погоду в аэропорту Минвод.
В 05:19 экипаж самолета сообщил о том, что в кабине повышенное давление, а еще через минуту – что борт теряет управление.
Затем командир судна запрашивал погоду в аэропортах Махачкалы, Баку и Актау. В конечном счете он принял решение лететь в Актау.

В 05:39 на уточняющий вопрос из Ростова-на-Дону экипаж ответил, что двигатели самолета работают, но отказала система управления элеронами и рулем высоты.
В 05:52 было следующее сообщение: "Так, у нас ситуация такая, кислород заканчивается в кабине пассажирской, значит, там взорвался кислородный, по-моему, баллон, а-а, значит, запах топлива идет, пассажирам некоторым... значит, теряют сознание, разрешите мы пойдем на меньшей высоте".
После этого в 06:03 самолет начали вести диспетчеры из Актау. Столкновение с землей зафиксировано в 06:27.

Характер повреждений самолета
Согласно отчету, выявлено множество сквозных и несквозных повреждений разной величины и формы в хвостовой части фюзеляжа, киля и стабилизатора, рулей высоты и направления.

Схожие отверстия были обнаружены на левом двигателе и левом крыле воздушного судна, а также на агрегатах и компонентах воздушного судна.
"В некоторых местах повреждения имеют правильную прямоугольную форму", – говорится в документе.

Утверждается, что сквозные повреждения указывают на проникновения внешних объектов в конструкцию воздушного судна. Из несквозных были извлечены "посторонние объекты", отправленные на экспертизу.

При этом уточняется, что детальное обследование еще продолжается.
Кроме того, в отчет в раздел "Дополнительная информация" включен фрагмент переговоров регионального центра Единой системы организации воздушного движения о введении плана "Ковер".
Есть ли выводы
В самом начале документа четко указано, что он выпущен исключительно с целью предотвращения авиационных происшествий и инцидентов в будущем.
"Расследование, проведенное в рамках настоящего отчета, не предполагает установления доли чьей-либо вины или ответственности. Криминальные аспекты данного события излагаются в рамках отдельного уголовного дела", – говорится в документе.
Также неоднократно указывается, что сведения предварительные и они могут уточняться после изучения всех материалов.
Документ завершается рекомендацией авиационным властям и эксплуатантам воздушных судов провести оценку рисков по полетам в регионы, где регистрируются потери сигнала GPS.
Авиакатастрофа в Актау
Пассажирский самолет Embraer 190 компании Azerbaijan Airlines, совершавший рейс из Баку в Грозный, потерпел катастрофу 25 декабря вблизи казахстанского города Актау.
По последним данным, на борту находились 5 членов экипажа и 62 пассажира, среди них были граждане Азербайджана, Казахстана, РФ и Кыргызстана. Погибли 38 человек.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев возложил вину за гибель людей в этой аварии на представителей Российской Федерации. По мнению лидера этой страны, катастрофы можно было избежать, если бы чеченские власти своевременно закрыли воздушное пространство над регионом.
>>> Больше новостей – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber