Этот текст – продолжение истории минчанки Светланы Максаковой. У ее дочери Насти детский церебральный паралич (ДЦП), при таком заболевании ей жизненно необходима регулярная реабилитация. Поэтому Светлана вынуждена каждый день приглашать к себе домой медицинских работников разных профилей.
Так, по совету знакомых, в квартиру Максаковых попала инструктор ЛФК Карина. На одном из занятий она сломала ребенку бедренную кость. Более того, после услышанного щелчка подвигала ногой девочки, чем вызвала смещение отломков.
Позже выяснилось, что у Карины не было медицинской лицензии и она не могла оказывать услуги на дому.
Травма у Насти была серьезная – малышка провела в гипсе 80 дней. Обездвиженной оказалась вся нижняя часть тела. Из-за этого девочка даже в туалет нормально не могла сходить.
Светлана долго не писала заявление в РОВД, но, не получив от Карины должного сочувствия и участия, а также поймав инструктора на вранье, все-таки решила обратиться в милицию.
Был суд. Карину признали виновной и ограничили ее свободу на три с половиной года без направления в исправительное учреждение. Три года ей также нельзя заниматься медицинской деятельностью. И нужно будет выплатить Br30 000 в качестве возмещения морального вреда. Правда, как долго и по каким частям эта сумма будет выплачиваться – неизвестно.
Ситуацию с нанесением ребенку травмы мы попросили прокомментировать профессионального адвоката. Публикуем ее ответы.
Нас проконсультировала адвокат Екатерина Саванович. Она работает в Минской коллегии адвокатов более 20 лет. И представляла интересы Светланы Максаковой в суде.
Могут ли правоохранительные органы возбудить дело о причинении вреда ребенку без заявления родителей?
Даже при отсутствии заявления родителей при наличии травм у ребенка могут возбудить уголовное дело.
Поскольку закон градирует повреждения, начиная от легких повлекших и далее по увеличению степени тяжести, то при наличии тяжких повреждений дело перестает быть частным и становится публичным.
Более того, если в стационарное медицинское учреждение поступает пациент (взрослый или ребенок), и медики видят, что характер повреждения может быть насильственным, они обязаны сообщить в правоохранительные органы.
Какие действия можно отнести к незаконному врачеванию?
Согласно Статье 335 Уголовного Кодекса РБ, незаконным врачеванием признается занятие врачеванием или фармацевтической деятельностью как профессией лицом, не имеющим надлежащего медицинского образования или без надлежащего разрешения.
Что грозит за занятие незаконным врачеванием?
Если незаконное врачевание повлекло за собой менее тяжкие телесные повреждения, то может быть несколько вариантов наказания:
- Взыскание штрафа в установленном судом размере
- Лишение права занимать определенные должности
- Лишение права заниматься определенной деятельностью
- Ограничение или лишение свободы на срок до трех лет
Кроме того, потерпевший/-ая имеет право на возмещение морального и материального вреда.
Сумма морального вреда определяется судом, если стороны добровольно не договариваются.
В отдельное делопроизводство может быть выделено дело о возмещении материального вреда в том случае, когда его объем на момент разбирательства непонятен.
Например, если после травмы пострадавшему нужна реабилитация, а в какую сумму она обойдется – пока не ясно.
Могут ли привлечь к ответственности родителей, которые пригласили специалиста без лицензии для своего ребенка?
Такой нормы, чтобы наказать человека, который приглашает к себе на дом специалиста без лицензии, на самом деле нет.
Другая ситуация, если бы гражданин организовал у себя на дому прием детей/взрослых для оказания медицинских услуг другим человеком без лицензии. Тогда гражданин мог бы считаться соучастником незаконного врачевания.
За действия, направленные на причинение вреда несовершеннолетнему, можно привлечь родителя, если он знал, что определенные манипуляции с ребенком могут повлечь травмы. Но никак не за приглашение на дом человека без лицензии для помощи своему ребенку.
Распространено ли в Беларуси незаконное врачевание?
Судя по опросу свидетелей по делу моей подзащитной Светланы Максаковой, семей, которые прибегают к услугам специалистов на дому, много.
Родители особенных детей вынуждены приглашать инструкторов домой, поскольку есть тяжелые, часто лежачие дети, которых непросто перевозить. Безусловно, занятия в пределах квартиры по таким категориям, как ЛФК, более удобны для родителей.
Если же градировать категорию дел по 335 Статье УК РБ, то могу сказать, что это нечастые дела. Однако с учетом того, что Беларусь движется к оказанию медицинских услуг только в правовом поле, думаю, подобные разбирательства будут проходить чаще.
>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наш Telegram