Битва за клиентов и маршруты – как устроен "серый" рынок перевозок в Беларуси

Олег Шепелюк
Журналист Tochka.by решил разобраться вслед за налоговиками, что это за платформа "Атлас" и почему она получила славу надежного прикрытия для тех, кто не хочет платить налоги. В ближайшее время будет опубликован и комментарий самого "Атласа".
Битва за клиентов и маршруты – как устроен "серый" рынок перевозок в Беларуси
Фото: Tochka.by

После жуткой аварии под Смолевичами, унесшей жизни 12 человек, ГАИ, транспортная и налоговая инспекции принялись активно проверять и штрафовать участников рынка. И снова всплыла тема платформы "Атлас.

В ведомственном Telegram-канале МНС даже пообещало, что в ближайшее время "повнимательнее изучит то, как эта платформа организовала свои договорные отношения со сферой нерегулярных перевозчиков".

Корреспондент Tochka.by решил разобраться, что это за платформа и почему она получила славу надежного прикрытия для тех, кто не хочет платить налоги.

Две стороны маршрутной педали

Не сегодня на рынке междугородних пассажирских перевозок сложилась любопытная ситуация: он поделен регулярными и "нерегулярными" перевозчиками. Почему последние в кавычках? Все просто – они лишь называются таковыми.

Ведь, не получая лицензии на регулярные пассажирские перевозки, они, по идее, могут лишь свадьбы да корпоративы обслуживать, максимум – возить тургруппы. Но дело обстоит совсем иначе.

"Добросовестные участники рынка не только работают, соблюдая график и маршрут движения, содержат технику в исправном состоянии и следят за здоровьем и состоянием водителей, но и платят немалые налоги. А называющие себя "нерегулярщиками" компании и ИП во главу угла ставят извлечение прибыли, порою забывая о многих других аспектах", – рассказала председатель Ассоциации профессиональных перевозчиков пассажиров (АППП) Екатерина Станкевич.

По ее словам, сегодня львиная доля маршруток, которые выходят в рейс под флагом нерегулярных перевозок, работает с помощью платформы "Атлас", которая "заполняет" их пассажирами.

По ее оценке, ежедневно в рейс уходит порядка 200 маршруток, работающих на этой платформе.

Скриншот: atlasbus.by
"Это скромная оценка. "Атлас" работает во всех областях, меньше всего – в Брестской и Витебской. А в Гродненской области они чувствуют себя как рыба в воде", – пояснила Станкевич.

Она рассказала, что уже дошло до того, что организовываются перевозки "шатлами" – легковыми машинами, которые работают в пригороде Гродно и даже ходят между облцентром и Минском.

"Обо всем этом сообщалось в инстанции, но отчего-то ничего не предпринимается", – рассказала председатель АППП.

При этом эти ушлые ребята практически не платят налогов.

"Я присутствовала на судебном заседании по делу одного из ИП. Этот "нерегулярщик" выполнял по 5-6 круговых рейсов ежедневно. И заработал за 9 месяцев лишь 69 рублей… Понятно, что идет обман государства", – пояснила Станкевич.

Она рассказала и о том, что в ходе другой проверки сотрудники контролирующих органов выяснили, что перевозчик, делающий 20-25 рейсов в день на одном из востребованных пригородных маршрутов, пробил за сутки один билет.

Дорогие машины и странные владельцы объединены "Атласом"

В налоговой инспекции заинтересовались "нерегулярщиками" лишь недавно. И выяснили, что практически 100% нерегулярных перевозок осуществляется на "свежих" и относительно недешевых микроавтобусах "Мерседес", "Фольксваген" стоимостью в десятки тысяч долларов. И что характерно: эти машины не являются собственностью перевозчиков, а управляют ими водители в лучшем случае заключившие с фирмой договор подряда…

"Внимание, риторический вопрос: в этих реалиях кто и какие гарантии способен дать пассажиру в нерегулярном сообщении?" – задают вопрос в МНС.

Фото: Shark9208888 / Shutterstock.com
И далее "работают по профилю", рассказывая о том, что одним из новеньких "Мерседесов" по бумагам владеет 65-летняя минчанка. У которой (согласно данным ГАИ) и водительских прав никогда не было.

"Ну, допустим, купила гражданка микроавтобус и безвозмездно передала в аренду юридическому лицу. Да-да, – безвозмездно и никак иначе! А кто же им управляет? Нигде не работающий с февраля 2023 года гражданин Н., 1971 года рождения", – делится информацией пресс-служба ведомства.

Добавляя, что после всего вышесказанного как-то и неловко высказывать в адрес таких перевозчиков претензию в части неполного отражения наличной выручки. Но только этим наблюдением о "нерегулярщиках" налоговики не ограничились.

"Кстати, всех их объединяет одна информационная платформа с громким названием "Атлас", которая почти бескорыстно обеспечивает сферу нерегулярных перевозок постоянным притоком пассажиров", – сказано в сообщении налоговой службы.

Но, возможно, жизнь организаторов этой схемы уже не будет прежней.

"В ближайшее время наше управление повнимательнее изучит то, как эта платформа организовала свои договорные отношения со сферой нерегулярных перевозчиков", – предупредили в МНС.

Нас снова ждет спуск на тормозах?

Верит ли председатель ассоциации перевозчиков в то, что ситуация изменится? Что порядок в сфере маршрутных перевозок наступит?

"Не верю, что что-то будет. Потому что уже столько было попыток… Даже задержания и уголовные дела были, но ничего доказать в итоге не получилось. Я и хочу верить в лучшее, но не получается. Потому что некая усталость накопилась от неоправданных ожиданий", – с горечью в голосе рассказала Станкевич.

По ее словам, за последние 9 лет куда только регулярные перевозчики ни жаловались: и в КГК в лице ДФР, и в Минтранс, в иные органы и учреждения – у председателя АППП огромный архив переписки с различными ведомствами. И все без толку.

"Чтоб вы понимали, почему я не верю: несколько лет назад трое участников этой схемы были задержаны и провели дней 10 в СИЗО, но затем их выпустили. Хотя по ТВ анонсировали: будем бороться за соблюдение закона и наведение порядка", – пояснила Станкевич.

Она отметила, что сервера "Атласа" находятся не в Беларуси и ни на один запрос из транспортной инспекции, налоговой они не отвечают. При этом сами перевозчики официально стараются не озвучивать, сколько платят "Атласу".

Фото: Haggardous50000 / Shutterstock.com
"Одни говорят – 3%, другие – 15%. Чтобы вы понимали, в Гродно у них даже есть свой терминал наподобие вокзала. При этом в РФ в отношении "Атласа" уже есть постановление от Федеральной антимонопольной службы о том, что их действия признаются недобросовестной конкуренцией. У нас – нет, и я не знаю, почему это происходит", – сказала председатель ассоциации перевозчиков.

По ее словам, о происходившем в сфере маршрутных перевозок можно снять документальный фильм-расследование. И под каждым своим словом Станкевич готова расписаться.

"Мало того – подтвержу их документами. Я могу рассказать о пути, пройденном с 2014 года, и о том, что сейчас мы даже не на середине пути. Если говорить о свете в конце туннеля, – его не видно – мы просто идем в темноте, с верой в лучшее и надеждой, что она рассеется", – поделилась председатель АППП.

UPD: после выхода материала к нам обратились представители компании "Атлас". Как только они предоставят свой комментарий, он будет опубликован.

>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки