Книги Янины Корбут (Бересневой) попали в лонг-лист премии "Русский детектив" в номинации "Открытие года". Популярный книжный сервис "Литрес" сравнивает писательницу с Донцовой, Поляковой и Устиновой.
А в рекомендациях книжного интернет-магазина "Лабиринт" ее книги рядом с Хмелевской. Читательский же рейтинг зачастую выше девяти звезд из десяти.
Книги Янины Корбут печатают в Беларуси и России. Писательница входит в пул авторов крупнейшего российского издательства ЭКСМО, и к 38 годам уже выпустила серию детективов: всего более десятка собственных книг.
Поговорили с Яниной о современной литературе, авторских гонорарах, самиздате, экранизациях. Автор детективов рассказала, как молодому писателю пробиться наверх.
"Мои героини лучше, честнее и умнее меня"
На писательских курсах учат: сформируйте четкий портрет своего читателя. Вы должны знать, что "они едят на обед, как проводят отпуск, что смотрят по телевизору и даже как зовут кота их маникюрши".
"Нам стали говорить [на курсах – Tochka.by]: возьмите сто своих читателей или читателей конкурентов, изучите их детально. <...> Я честно пробовала выполнять все эти правила, но мне было очень жаль времени, поэтому я так и не довела дело до конца", – честно признается Янина Корбут.
Правда, примерный образ своего читателя автор все же держит в голове.
"Это молодая женщина (возможно, молодая только сердцем, но в этом и прелесть), авантюристка в душе, в повседневной жизни – душевный человек и надежный друг. Мои читательницы любят детей, разводят цветы, вкусно готовят, занимаются рукоделием и творчеством. А еще они все очень красивые!" – описывает Янина.
Кстати, в круг читателей книг автора входят и мужчины.
"Это было очень неожиданно, но очень приятно. Мой читатель – это идеалист в душе. Все мои героини тоже лучше, честнее и умнее меня. Они для меня – маяк и нравственный камертон".
"Текст следует за картинкой"
Продуманный герой – обязательная составляющая любой книги. Без этого читатель потеряет интерес к рассказу в первые же 20–30 страниц. Как и в жизни, в книге у каждого персонажа своя манера говорить.
В некоторых детективах автор использует очень много ироничных выражений. Вот несколько цитат из книги "Любимые вне закона".
"Валяй, хуже уже не будет. Только если я уйду в астрал, как Жанка, обещай взвалить меня на плечо и загрузить в такси. Адрес я напишу на салфетке".
"Все проходит, главное, чтобы ничего не застряло".
"Блондинка на новом красном "Мини Купере" – это уже само по себе сногсшибательно".
"У меня происходит так: текст следует за картинкой. В голове я примерно вижу сцену, слышу, как говорят герои. Моя задача – записать это. Например, в книге "Наследник по кривой" у меня есть колоритный подросток Витя. Я неоднократно слышала от читателей, что он вышел очень живым. Спрашивали, с кого я списывала. А я его сама придумывала", – рассказывает писательница.
Фото предоставлено Яниной Корбут, Tochka.by
Кстати, Янина считает, что автор должен подбирать герою "особенные словечки, поговорки, восклицания".
"Их частое использование что-то объясняет читателю o конкретном персонаже. Относит его к определенной социальной группе, к примеру. Не может дремучий деревенский дедушка говорить как преподаватель ВУЗа".
"Наш главный конкурент – это интернет"
"Абсолютно независтлива" – так автор характеризует себя сама. Поэтому она способна искренне порадоваться за труды коллег. Особенно, если их книги становятся бестселлерами.
"Они двигают книжный рынок, они привлекают новых читателей жанра. Чем больше хороших книг пишут мои коллеги – тем лучше для всех: и для читателя, и для писателя", – делится Янина.
Главным же конкурентом на современной литературной арене она считает интернет.
"Вот если человек не идет туда, а идет читать, то и прекрасно. А что он читает – это уже нюансы. Лишь бы читал".
Сама же Янина вдохновляется русской классикой. В последнее время перечитывает Лескова, Бунина, Достоевского.
"Я не большой поклонник современной интеллектуальной прозы, всегда предпочту ей либо жанровую литературу (чаще детективы), либо классику", – признается писательница.
Про экранизации
Время такое: многие авторы буквально грезят идеей воплотить свою книгу на экранах. Тот же Netflix или Amazon с удовольствием берется за съемки по литературным работам.
Книги Янины пока не экранизируют, но автор много об этом думает.
"Потому что часто слышу, что моя история про трех отцов ["Три папы, красавица и чудовище" под псевдонимом Янина Корбут – Tochka.by] очень кинематографична. Мои книги хороши для экранизации, потому что не требуют сложных костюмов, сложных декораций, зато изобилуют динамичными действиями героев", – считает автор.
Тем более пристроить свои истории не так сложно: надо постоянно участвовать в питчингах, презентациях, рассылать сценарные заявки. Однако пока что Янина этим не занимается в полную силу: ждет, "когда сами придут и все дадут".
"Я твердо уверена – это будет очень смешной сериал для всей семьи. Мне пару раз писали, что атмосфера моих книг похожа на сериал "Сваты", только более современная. Хотя ничего общего в сюжете нет, разве что ощущение радости и градус юмора", – делится писательница.
Она даже выбрала актеров, которых хотела бы видеть на кастинге. Правда, сомневается, что к ее мнению прислушались бы режиссеры.
"Наверное, поэтому большинство авторов недовольны экранизациями своих книг", – предполагает Янина.
Может ли писатель жить на доход от книг
Первые годы рассчитывать на заработок совсем не стоит. Янина рисует картину: допустим, год вы будете писать книгу, столько же ее будут издавать, потом пойдет продажа тиража… И только после всего этого автор получит скромные роялти: обычно 10% от оптовой цены книги.
"Сейчас авторы зарабатывают на электронных и аудиокнигах, этот рынок постоянно растет и развивается. И вот тут как раз многие прекрасно зарабатывают. Особенно это относится к авторам ромфанта, фэнтези и любовных романов".
Но вообще сейчас у всех писателей есть основная работа, книги чаще пишутся в свободное время.
"В конце 90-х–начале 2000-х ситуация была кардинально другой. Зажигались звезды русской литературы, которые до сих пор в топе, а повторить их успех современному писателю не под силу. Тогда формировался рынок массовой литературы. Такие жанры, как женский роман, детективы, стали не просто доступны, но и заслонили собой всю остальную литературу. Естественно, те авторы могли жить на доходы только от писательства", – подчеркивает Янина.
За самиздатом будущее?
Сейчас на Amazon и других платформах активно выкладывают свои работы разные авторы. Их тексты читают, а временами количество просмотров действительно удивляет. При этом орфография и лексика могут не выдерживать никакой критики.
Янина к самиздату относится двояко.
"Раньше люди были грамотными не только потому, что учили правила русского языка в школе, а потому, что читали книги, где с орфографией и пунктуацией было все в порядке. Сейчас молодежь открывает книгу самиздата, читает текст с ошибками и несет это дальше. К сожалению, пометка "самиздат" часто совсем незаметна. А рядовой читатель не знает о таких нюансах. Он заходит на сайт, покупает интересующую его книгу, а потом плюется и теряет интерес к современной литературе в целом", – поясняет писательница.
При этом в самиздате есть много талантливых авторов. Некоторые из них отдают бумажные работы в издательства, а электронные распространяют сами.
К тому же, самиздат тесно связан с коммерческой составляющей: опубликованные в сети работы все чаще привлекают внимание издательств.
"Но я все-таки за качественный самиздат, с которым поработали корректоры и редактор. Книгу должно быть приятно читать, не спотыкаясь об ошибки через слово. В том, что авторы зарабатывают на книгах, раскручивая себя, я, конечно, вижу и плюсы. Но стоит ли каждому быть писателем – не знаю. Я бы сказала, что не стоит. Не зря состоявшиеся писатели часто цитируют Толстого: «Можешь не писать – не пиши…»".
Есть ли у писателя помощники и нужен ли капитал для книг
Начинающим писателям чаще всего приходится полагаться только на себя.
"Обычно он и автор, и редактор, и корректор, и литературный агент. А еще нужно заниматься продвижением своих книг, потому что иначе ваша новинка утонет в тысяче книг, которые вышли в этом месяце. Конкуренция очень высока", – подчеркивает писательница.
Кстати, капитал для писательства не нужен, заверяет Янина. Достаточно иметь ноутбук и свободное время.
"Мне повезло, я почти сразу стала побеждать в литературных конкурсах. <...>. Но не у всех складывается так. Кто-то сам рассылает свои произведения по издательствам, долго ждет ответа. Кого-то редакторы находят на площадках самиздата, кого-то отбирают из шорт-листов или победителей литературных премий. При этом у нашего времени есть большие плюсы: почти все редакторы сидят в Telegram-каналах и сами ищут писателей. Они прямо пишут, какие рукописи ждут и что сейчас актуально. Даже указывают свою почту с пометкой "Ждем ваши рукописи". Бери и высылай".
Правда и правдоподобие: как создаются детективы
Писать книгу на тему, в которой ты разбираешься на 100%, не советуют. Считается, что у такого специалисты глаз замылен, и он не видит действительно интересных читателю деталей.
"Поэтому писатель должен разбираться в теме чуть больше, чем читатель", – считает Янина.
Чтобы разузнать важные нюансы, она часто пишет даже незнакомым людям в сети: криминалисту, художнику и представителям других сфер. Но вне зависимости от профессии практически все любят участвовать в создании книги.
"Хотя я не пишу полицейские детективы, процедуралы, где важно соблюсти все тонкости профессионального расследования преступления. Мои герои – любители. Им легче прощается незнание каких-то законов или правил", – отмечает автор.
Что интересно, читатель не всегда верит в реальные факты. Иногда вымысел кажется в разы правдоподобнее.
"Например, миф из сериалов: если герою приложить к носу тряпку с хлороформом, он сразу же заснет мертвым сном. На самом деле нет. И если в книге вы станете настаивать на правде, а ваш герой после тряпки будет двадцать минут болтать, никто не поверит в вашу историю. Поэтому важно различать необходимую правду и правдоподобие", – подчеркивает Янина.
>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber