
Первый белорусский бриллиант появился на свет на гомельском предприятии "Кристалл" еще в 1972 году. Он до сих пор хранится в местном музее как главная реликвия.
Со временем менялись технологии производства, но главное осталось неизменным – каждый алмаз проходит несколько этапов обработки. В руках мастеров, в буквальном смысле штучных, он становится тем самым драгоценным камнем.
Каждый год "Кристалл" производит 20 тыс. карат бриллиантов. Сложно даже представить, как выглядит такое количество драгоценностей.
А мы заглянули на закрытое производство, чтобы показать вам, как из "сырого" алмаза вручную делают бриллианты на единственном подобном в стране производстве.
Из алмаза – в бриллиант
Как и 50 лет назад, на предприятии обрабатывают якутское алмазное сырье. Именно из него потом получаются бриллианты. Это уже ограненные алмазы.
Экскурсию проводит руководитель с красивой должностью – начальник производства бриллиантов Игорь Рабус.

Он может долго рассказывать о самом твердом минерале на земле. Вот, к примеру, интересный факт: 90% добываемых в мире алмазов – это вообще не ювелирные камни.
На предприятие алмазы приходят еще в очень далекой от идеала форме. Все камни имеют разные размеры и характеристики. Задача работников – взять максимум из этого сырья и сделать самый дорогой из возможных вариантов.

Оценивают бриллиант по пяти главным параметрам: массе, цвету, чистоте, форме огранки и ее качеству.
Так, 1 карат – это 0,2 г. Это достаточно большой бриллиант (в диаметре для круга формы огранки 6,5 мм).
Неограненный алмаз
Сначала алмазы попадают в руки технологов. Это мозг производства. Специалисты анализируют исходный камень, высчитывая, какие бриллианты из него можно получить. Для этого сырье сканируют. А в его 3D-форме потом уже "размещают" будущие бриллианты с последующей лазерной разметкой. Ей дальше будут следовать все сотрудники производства.

А из алмаза другой партии можно сделать один камень – на полкарата. Тогда его цена уже будет доходить до $2000–3000. Все камни уникальные – по каждому из них технологи всегда принимают индивидуальные решения. От этого будет зависеть итоговая стоимость продукции. Задача – получить максимум.

Интересно, что в процессе обработки этого камня потеряется около 55% его массы. Алмаз на каждом из этапов будет терять частичку себя, превращаясь в обычную графитовую пыль.
Самый твердый минерал
Дальше идет распилка алмаза на две части по разметке технолога. Есть два способа: по старинке, механической обработкой, и современным – лазером. В основном применяют последний способ, но есть "капризные" камни, которые требуют очень нежного подхода.
Такие часто попадают в руки распиловщика Андрея Дядюшкина. Стаж его работы на предприятии – больше 40 лет.



Распили на две части – передают камень дальше. Каждая половинка для камней круглой формы идет на обдирку. Это такой черновой вариант, который потом поступит на огранку. Здесь все надо отцентрировать, убрать лишнее и сделать идеальную массу с минимальной потерей.

Лазерные технологии или ручная работа
Отдельный участок – с новеньким современным оборудованием. Здесь камни обрабатывают лазером. По линии, отмеченной разметчиком, идет распил. Пилится быстрее, чем вручную. Но самые "напряженные" камни попадают к мастерам, которые могут сделать это механическим способом.


"У нас огранщиков, по официальным данным, больше, чем в Канаде и США, вместе взятых. А все почему? Таких больших производств, как наши, – единицы. Работа сложная и трудоемкая. За границей огранщиков меньше, и они работают только с большими и дорогими камнями. А вот в Индии миллион человек в этой сфере трудится", – говорит Игорь Рабус.
57 граней бриллианта
Дальше алмаз отправляют на огранку – это финишная работа.
"Бриллиант – ограненный алмаз, который имеет специфические цвет и игру света. И чтобы все оптические свойства алмаза максимально использовать (эффект преломления и отражения света), его нужно определенным образом огранить", – рассказывает Игорь Рабус.
Классическая форма бриллианта – круглая на 57 граней. И каждую делают вручную, даже у самых маленьких камней.
"Самая большая грань бриллианта называется площадкой. Надо, чтобы все лучи вошли в грани верха бриллианта и отразились снизу. Лучи раскладываются в радугу, получается такая дисперсия света. Вот так достигается тот самый блеск бриллианта", – объясняет начальник производства.


Штучные специалисты
В советские времена здесь было училище по подготовке огранщиков. Теперь в бывшем актовом зале и спортзале разместились два небольших цеха. Профессии такой в Беларуси нигде не учат. Все азы ремесла потенциальные сотрудники постигают прямо на производстве.
Это единичные специалисты в стране. Главное требование к кандидатам – зрение "единица с запасом", высшее образование (для будущего технолога) и желание учиться. Само собой, никакого пятна в биографии по части закона – проверка серьезная.

Что-то украсть нереально
Система безопасности серьезная. В советские годы здесь вообще был "голый режим": сотрудники из одной раздевалки переходили в другую нагишом. Сейчас в таких мерах нет необходимости – бриллианты вынести с предприятия невозможно.
С самого начала ведется строгая система учета. Все материалы выдаются под подпись каждому сотруднику. На каждый камень есть опись с его характеристиками.
Если мелкий камушек вдруг куда-то исчез со стола, включается специальная лампочка – сотрудник начинает искать утерю. Не найдет – высчитают из зарплаты.

"Если происходит утеря – сразу описание. Если камень нашли, делаем описание находки, сравниваем. Если подходит по параметрам, возвращаем сотруднику. Но такие случаи большая редкость. Если мы производим 200 тыс. бриллиантов в год, то утеря составляет менее 0,01%, и это очень мелкие камни", – говорит начальник производства.
После всех этапов и итоговой огранки бриллианты идут на промывку – в кислотах, спирте. И потом поступают на участок сортировки.
Грани совершенства
Именно на этом участке оценивается итоговая стоимость продукции. Каждому камню присваивается характеристики – цвет, чистота. Здесь же подобьют эффективность производственных цехов: насколько справились с задачей, поставленной технологами, удалось ли добиться намеченных показателей и огранить бриллиант максимальной стоимости.

Самые дорогие бриллианты – фантазийных цветов, то есть редкой окраски.
В шкале ценности обычно на первом месте идет бесцветный, чистый бриллиант. Тогда он будет играть всеми цветами радуги и иметь свой утонченный блеск. Но иногда бывают цветные камни.

Вот, например, камень цвета fancy brown достаточно приличных размеров. Он имеет видимые внутренние включения и стоит всего $600–700. Если бы это был чистый бриллиант, то аналогичный вес обошелся бы в $20–$30 тыс.

Самые ходовые бриллианты в Беларуси – это украшения россыпью на ювелирных изделиях. Но иногда бывают запросы и побогаче. Можно сделать индивидуальный заказ.
"В моем понимании надо брать нормальный камень – хотя бы 0,25 карата [цена около $500 за штуку. –Tochka.by]", – шутит Игорь Рабус, а девушки бы одобрили.
Как-то обращались на предприятие с просьбой сделать бриллиант стоимостью $500 тыс. Были и такие заказы. Однажды мужчина из России попросил сделать индивидуальную надпись на бриллианте: имена дочери и сына. Это был подарок жене стоимостью $3 тыс.

Кстати, на короне "Мисс Беларусь" тоже есть бриллианты производства "Кристалла". С соответствующей надписью – титулом главной красавицы страны.
"Корона из белого золота весит 400 г. Там есть наши бриллианты по 0,3 карата. После каждого награждения ее привозят к нам на реставрацию", – говорят сотрудники цеха сортировки.
На столе у оценщика уже готовая расфасованная продукция – россыпь бриллиантов общим весом 13 карат. Потянет примерно на $7 тыс.

А еще здесь нескромно рекомендуют брать именно белорусские бриллианты. Так вы точно получите камень с теми характеристиками, которые заявлены.
"Видел я бриллианты и в России, и в Эмиратах. Обычный человек, может, и не поймет, но я-то вижу, что с оценкой немного мудрят. У нас все будет точно – как с советских времен", – хвалит свою продукцию Игорь Рабус.
>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber