История успеха: как "МАЗ-Купава" стал лидером в производстве торговых прицепов

Николай Сарычев
Сегодня на предприятии освоен выпуск более 200 наименований различной продукции, которые стопроцентно заменяют западноевропейские аналоги.
История успеха: как "МАЗ-Купава" стал лидером в производстве торговых прицепов
Фото: МАЗ-Купава

Предприятие "МАЗ-Купава" для старшего поколения – своего рода бегущая строка памяти. Многие до сих пор помнят тот потребительский фурор, который произвели на рынке первые туристические прицепы, что выпускало новое для того времени предприятие "Туртранс".

Коллектив новаторов

Давайте вспомним имя человека, который в конце 80-х годов прошлого века стал инициатором нового для Беларуси производства – изготовления туристических прицепов по лицензии словенской фирмы. Это технический директор Минского автомобильного завода того времени Георгий Александрович Исаевич.

Это не отменяет того обстоятельства, что новое предприятие было создано коллективом новаторов МАЗа того времени.

Фото: enciklopediya-tehniki.ru

Минский автомобильный завод не только в Беларуси, но и в автопроме СССР всегда выделялся своими креативными подходами. В конце существования Советского Союза первыми идею о создании финансово-промышленной группы внесли руководители Минского автозавода.

Мотором этой идеи был генеральный директор Минского автозавода того времени Михаил Федорович Лавринович. Сегодня многие забыли, а, скорее всего, и не знают, что всем известное банковское учреждение ОАО "Приорбанк" – это в первую очередь его детище. Первый офис этого банка находился на втором этаже заводоуправления МАЗа, а работники завода были его первыми акционерами.

Новые туристические прицепы "Туртранса" были откровением для всех. Спрос был настолько велик, что первому директору предприятия Евгению Мартыновичу Байчику приходилось большую часть времени уделять очередности в службе сбыта.

Магазин на колесах

Но период потребительской эйфории продлился недолго: с момента открытия предприятия в 1990 году до конца 1991 года. Спрос на туристические прицепы упал не из-за проведения рыночных реформ, а по причине безопасности. После распада СССР на постсоветском пространстве путешествовать дикарем на собственном автомобиле и останавливаться в незнакомых местах было рискованно.

Для тех, кто приобрел эти прицепы, в то время их новое применение не стало нерешаемой задачей. Многие использовали их в качестве времянок при строительстве дач. Кто-то продал или передал многочисленным ларечникам, для которых "Купава" стала магазином на колесах.

Производство на "МАЗ-Купаве" не простаивало – оно перешло в другое качество. С помощью Минского автомобильного завода было налажено производство новой продукции – термокузовов для грузоперевозчиков на все типы шасси не только отечественных, но и европейских автомобилей и термоприцепов для нужд системы передвижной торговли.

Современные уличные кафе

Сегодня на "МАЗ-Купаве" освоен выпуск более 200 наименований различной продукции, которые стопроцентно заменяют западноевропейские аналоги. В тренде у покупателей прицепы "Купава 822000" двух комплектаций – 813290 закругленный и 813290-2001 скругленный.

Фото: МАЗ-Купава

Их кузова выполнены из сэндвич-панелей: внутренняя обшивка – пластик бумажно-слоистый, наполнитель – полистирол, наружная обшивка – пластик стеклонаполненный, наружная и внутренняя обшивка крыши – окрашенная полимером оцинкованная сталь.

Длина прицепа – 6 метров, ширина – 2,1 метра при высоте 2,1 метра. По площади помещения это примерно то же самое, что и привычная для всех современная кухня в квартирах.

Фото: МАЗ-Купава

Принципиальной разницы между скругленным и закругленным прицепами нет. Это внешний дизайн, который сегодня по форме наиболее оптимален и в моде у потребителя. Эти прицепы предназначены для уличной передвижной мелкой торговли и уличных кафе.

Фото: МАЗ-Купава

Принцип производства точно такой же, как и у ведущих европейских производителей – есть базовая комплектация, а количество и разнообразие внутренней начинки тем или иным оборудованием определяет сам заказчик.

Внутреннее наполнение этих прицепов, в принципе, стандартное: гардеробный шкаф с дверью для персонала, автономное водоснабжение, включающее в себя тумбу с раковиной, погружной насос, контактный кран, две канистры по 20 литров, блок питания 12В. Все оборудование – отечественное. Холодильные витрины изготавливает фирма "МИКАМ", расположенная в Дубовлянах.

Фото: МАЗ-Купава

Электроснабжение оборудования производится за счет вырабатываемой электроэнергии от генератора. Для этих целей в комплектации прицепа предусмотрен двигатель внутреннего сгорания. При отсутствии ДВС питание возможно от общей сети электроэнергии. Для этих целей на прицепе предусмотрен бортовой ввод, через который можно подключиться к ней.

Любой каприз заказчика

По желанию заказчика на прицепе могут устанавливаться аккумуляторные батареи, от которых идет подпитка электроэнергией. Многие заказчики для универсализации использования прицепов заказывают прицепы и с ДВС, и с бортовым вводом.

Фото: МАЗ-Купава

Прицепы "МАЗ-Купава" внесезонные: их можно эксплуатировать и в жару, и в холод. Утепленные стенки позволяют без дополнительных затрат долгое время поддерживать заданную температуру внутри прицепа.

Потенциальными покупателями прицепов являются все предприятия общепита: от заводских столовых до крупных ресторанов, мясокомбинаты, предприятия по переработке молока, хладокомбинаты, крупные торговые сети. Не так давно эти "дома на колесах" заказало ОАО "Гомсельмаш".

От туризма до торговли в одной колее

Прицепы "МАЗ-Купава" предельно просты в транспортировке. Правда, наличие фаркопа у автомобиля обязательно. Идеальный вариант – транспортировка прицепов с помощью микроавтобусов.

Для владельцев прицепов в Беларуси сервисное обслуживание не представляет большой проблемы – оно производится на "МАЗ-Купаве". За пределами Беларуси сервисное обслуживание прицепов производится в дилерских центрах МАЗа.

Фото: МАЗ-Купава

ООО "Завод автомобильных прицепов "МАЗ-Купава" представляет собой удивительный феномен. Это одно из немногих успешных предприятий, созданных в последние годы существования СССР, стабильность и перспективы которого ни у кого не вызывают сомнений. Это путь, который с некоторой долей здорового и созидательного юмора можно назвать "от туризма до торговли в одной стабильной колее".

>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки