Что изменилось спустя год после введения санкций ЕС в отношении грузоперевозок, рассказали в Государственном таможенном комитете в эфире СТВ.
По словам начальника главного управления организации таможенного контроля Государственного таможенного комитета Беларуси Сергея Федорова в финансовом плане страна ничего не потеряла. Он напомнил, что в ответ на введенные в 2022 году санкции ЕС на запрет транзита грузов, Беларусь ввела аналогичные меры.
Напомним, тогда после запретов ЕС на рынке грузоперевозок начался переполох из-за перестройки логистики, введения мер по перецепки грузов и других сопутствующих сложностей.
Сергей Федоров отметил, что в Беларуси перестроились быстро: создали 18 центров вблизи границы для перецепки грузов. По его словам, трудности были временные, товарный поток замер только на определенный период.
"И этот поток удалось сохранить. Очень яркие цифры: по взиманию таможенных платежей мы сейчас идем на уровне и даже выше, чем в 2021 году. Санкции были в 2022 году. Я имею в виду по запрету ввоза, пересечения транспортными средствами Беларуси и России", – заявили в ГТК.
Грузоперевозки в санкции
Как заявляли крупные международные перевозчики, после введения санкций от ЕС и ответных белорусских мер многим пришлось перестроить свои маршруты на Восток. К маю прошлого года количество рейсов в Россию увеличилось на 35%.
Перерыв, чтобы определиться, тогда сделали 9,9% опрошенных перевозчиков, а 18,9% – приняли серьезное решение и вовсе ушли из бизнеса, потому что работать стало попросту невыгодно.
Есть и такие, кто не почувствовал кардинальных перемен из-за запрета на въезд в ЕС – их 6,6%. Ими оказались компании, которые работают в пределах Беларуси.
В июле 2022 года отмечалось: объем международных грузоперевозок в Беларусь снизился.
Во втором квартале 2022 года общее количество заявок на перевозки из других стран в Беларусь уменьшилось по сравнению с первым кварталом на 7%.
В годовом выражении эта цифра составила 2%. Причем динамика ухудшалась от месяца к месяцу – в июне снижение спроса составило 16%. При этом основная доля снижения приходится именно на перевозки из России – во втором квартале 2022 года перевозки снизились на 13% по сравнению с первым кварталом 2022 года.
При этом в 3,5 раза выросло количество заявок на перевозки из Казахстана, в 2,5 раза увеличился спрос на перевозки из Турции.
Но к осени 2022 года рынок грузоперевозок перестроился. Так, в третьем квартале количество заявок на перевозки внутри страны выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 113%, а по сравнению со вторым кварталом – на 18%.
Похожая динамика и с доставкой грузов из Беларуси в другие страны – в годовом выражении рост составил 118%, а по сравнению со вторым кварталом – 76%.
Заметно снизилось количество заявок на перевозки практически во все страны Европы. Что вполне логично с учетом ограничений на такие перевозки – под запрет не попали только отдельные виды грузов.
Зато существенно выросли перевозки в Россию (на 93% по сравнению со вторым кварталом и на 129% в годовом выражении). Также резкий рост наблюдается и на других открытых направлениях, прежде всего в страны Средней Азии и Кавказа, а также в Турцию.
>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber