Как сделать белорусские дороги долговечнее и надежнее – мнение эксперта

О незаслуженно забытой технологии рассказал Tochka.by директор производственного унитарного предприятия  "Нефтебитумный завод" Александр Храмцов.
Как сделать белорусские дороги долговечнее и надежнее – мнение эксперта
Фото: RomaMCS / Shutterstock.com

Автодороги общего пользования в Беларуси тянутся на 87 тыс. км – в 13 раз длиннее, чем самая большая река нашей планеты Нил. Строить и ремонтировать их всегда было сложно и затратно, но сегодня делать это просто невозможно без инноваций.

В своей работе строители дорог используют такой продукт переработки сырой нефти, как битум – он связывает воедино все компоненты смеси асфальтобетона. От того, какого качества он будет, зависят надежность дороги и срок ее службы.

К сожалению, традиционные битумы имеют минусы.

Так, они недостаточно эластичны и устойчивы к перепадам температур. В жаркую погоду битумы могут размягчаться, вызывая деформацию покрытия, а в холодное время года – трескаться, в результате чего на дорогах появляются выбоины.

Особенно часто это случается при частых переходах температуры через отметку 0°С, а также на участках дорог с высокой интенсивностью движения.

Модификация улучшает качество

Для того чтобы справиться с проблемой, битумы улучшают. Самая эффективная модификация, по мнению ряда специалистов, достигается при добавлении СБС-полимеров.

Об этом Tochka.by рассказал директор производственного унитарного предприятия "Нефтебитумный завод" Александр Храмцов.

Фото: Tochka.by

"СБС-полимеры представляют собой термопластичное вещество с формулой «стирол-бутадиен-стирол». При добавлении в битум оно улучшает его механические и эксплуатационные характеристики", – пояснил эксперт.

Исследования показывают, что построенные с использованием СБС-модифицированных битумов дороги могут прослужить в два-три раза дольше по сравнению с традиционными покрытиями.

Это значительно снижает частоту ремонтных работ и затраты на них, а также минимизирует вредное влияние на окружающую среду.

Кроме того, применение этой технологии повышает комфорт для водителей. Ведь такое покрытие меньше подвержено образованию выбоин и других дефектов.

Уникальные характеристики модифицированного битума приводят к тому, что он все чаще используется при строительстве автодорог, обратил внимание Александр Храмцов.

Так, потребление полимерно-битумных вяжущих (ПБВ) в России увеличилось на 19% по итогам 2023 года и превысило 1 млн т – это примерно 23 тыс. км высокоскоростных трасс.

Пять главных достоинств СБС

Руководитель предприятия подробно остановился на главных преимуществах СБС-модифицированного битума.

Фото: Tochka.by

Прежде всего это повышенная эластичность и долговечность покрытия, что особенно важно при перепадах температур.

"СБС создает более устойчивую связь между битумом и каменными, минеральными материалами. Это предотвращает появление трещин и дефектов, вызванных температурными колебаниями, продлевая срок службы покрытия", – рассказал Александр Храмцов.

Кроме того, СБС-битум улучшает сцепление на дорогах и увеличивает способность полотна отталкивать влагу.

Важно и то, что модификации битума СБС-полимерами позволяют существенно повысить диапазон рабочих температур покрытия.

Это актуально для регионов Беларуси с особенными климатическими условиями, где асфальт должен сохранять свои свойства при частых переходах температуры через 0°С.

Экономическая эффективность, причем в долгосрочном ключе, тоже выступает выгодным преимуществом этой модификации.

Действительно, технологическое преобразование битума с помощью СБС-полимеров стоит дороже, чем использование, к примеру, резиновой крошки. Но в долгосрочной перспективе СБС-полимеры более экономически эффективны, несмотря на их высокую начальную стоимость.

Фото: Sergii_Petruk / Shutterstock.com

"Благодаря повышенной стойкости к износу, меньшей потребности в ремонте и замене покрытия расходы на содержание дороги в течение ее жизненного цикла оказываются значительно ниже. Тогда как резиновая крошка требует более частого ремонта и менее долговечна, что увеличивает затраты на эксплуатацию в долгосрочной перспективе", – поясняет директор Нефтебитумного завода.

При строительстве дорог важна и экологическая составляющая.

Асфальтобетон с СБС-модифицированным битумом требует меньшего объема замены и ремонта.

Это снижает углеродный след за счет меньшего потребления материалов и энергии в процессе повторного строительства.

По опыту Александра Храмцова, СБС-полимеры обеспечивают более устойчивую эксплуатацию покрытия, что сокращает нагрузку на окружающую среду в течение срока службы дороги.

Новые возможности в Год благоустройства

Инновационные материалы, такие как битумы, модифицированные СБС-полимерами, вместе с современными методиками испытаний открывают новые горизонты для дорожного строительства.

Это хорошо понимает руководство и трудовой коллектив ПУП "Нефтебитумный завод".

Предприятие, начавшее работу в 1997 году, со временем стало одним из крупнейших производителей битумов и битумных материалов для строительства, ремонта и обслуживания автодорог, ремонта и обустройства кровли и гидроизоляции в Беларуси.

Фото: Tochka.by

По мнению Александра Храмцова, использование СБС-модифицированных битумов становится важным шагом на пути к созданию более устойчивых и безопасных дорог, которые выдерживают современные нагрузки и справляются с климатическими вызовами.

Повышение качества ПБВ и долговечности автодорог страны особенно актуально в нынешний Год благоустройства, отмечает эксперт.

Нефтебитумный завод готов делиться своим многолетним опытом и достижениями в этой сфере со всеми, кто заинтересован в решении актуальных проблем дорожной инфраструктуры, повышении долговечности транспортных артерий и сокращении расходов на их содержание.

>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки