Карьерный консультант советует, как лучше подготовиться к собеседованию

Диана Каленик
Очень часто человек впадает в ступор, когда его просят рассказать о своих достижениях. К такому тоже надо быть готовым. Рассказываем, как это сделать.
Карьерный консультант советует, как лучше подготовиться к собеседованию
Фото: Andrey_Popov / Shutterstock.com

Собеседование часто воспринимается как экзамен, вызывающий тревогу и страх у кандидата. Именно этот этап часто становится решающим – от вашей подготовки и уверенности зависит, получите ли вы заветное предложение о работе.

Карьерный консультант и профориентолог с многолетним опытом Валентина Брагинец поделилась советами о том, как произвести хорошее впечатление на работодателя и получить желаемое предложение.

"Помните: как в любых переговорах, хорошая подготовка – это 50% успешного собеседования", – сразу напоминает карьерный консультант.

Первый шаг

Валентина первым делом советует изучить компанию, куда человек собирается идти. Узнать о ее деятельности, продуктах, а также последних новостях.

Важно продумать ответ на вопрос: "Что вы знаете о нашей компании?". Это покажет заинтересованность кандидата.

Коллаж: Tochka.by
Карьерный консультант советует проанализировать вакансию с точки зрения опыта, компетенций и подготовить ответ на вопрос: "Расскажите о себе?". Это может быть самопрезентация или короткий рассказ о карьере на 3–5 минут, показывающий экспертные зоны, сильные компетенции, мотивацию.

Стоит в целом подготовить ответы на часто задаваемые вопросы. Например, о причинах ухода с предыдущей работы, длительного перерыва в карьере, понижении в должности, кардинальной смене в карьере и т.д.

"Обязательно потренируйтесь, например, перед зеркалом или запишите себя на видео – так вы увидите, как выглядите со стороны, и сможете проанализировать свои жесты и мимику. Это важно, так как 93% информации мы воспринимаем через невербальные каналы", – советует Валентина.

Необходимо заранее составить список вопросов для работодателя, ведь на собеседовании можно что-то упустить.

Встречают по одежке

Эксперт напоминает о правильно подобранной одежде. Важно, чтобы стиль соответствовал деловому (или smart casual). Старомодные вещи точно неуместны, особенно если человек претендует на управленческую должность.

"Будьте аккуратны и опрятны: чистые и уложенные волосы, сдержанный маникюр, чистая одежда и обувь, деликатный аромат парфюма. Не забудьте щетку для обуви, для женщин с собой – запасные колготки. Любая небрежность в образе может повлиять на ваше впечатление", – подчеркивает эксперт.

Ручка, блокнот с заметками, несколько копий резюме, флешка с примерами успешных проектов – все это может пригодиться на собеседовании. Как и паспорт.

Хорошо бы заранее изучить маршрут до офиса. Эксперт также советует узнать, где лучше парковать машину.

Онлайн-собеседование

Если собеседование проходит онлайн, есть и другие важные детали.

Самое главное – камера и звук на ноутбуке. Также важно убедиться, что интернет работает стабильно. Ссылку или программу для подключения стоит скачать заранее.

Фото: fizkes / Shutterstock.com
Консультант советует продумать и место для собеседования. Отсутствие отвлекающих факторов (в том числе домашних животных) и приятный фоновый экран на ноутбуке – сделают собеседование более комфортным.

"Случай из практики: во время онлайн-собеседования с нанимающим менеджером попугай кандидата постоянно вмешивался. Это отвлекало и создавало неловкость как для кандидата, так и для руководителя. Впечатление от собеседования осталось неоднозначным", – делится Валентина.

Любое собеседование обычно начинается со small talk. Чтобы расположить к себе человека, эксперт советует поздороваться, поблагодарить за приглашение и, если есть возможность, сделать комплимент удобному расположению, наличию парковки или дизайну офиса.

"Заранее узнайте имена и должности интервьюеров. Когда мы обращаемся по имени, это всегда вызывает доверие и создает атмосферу равного общения", – напоминает карьерный консультант.

"Расскажите о себе"

Когда работодатель задает этот вопрос, он хочет узнать:

  • как опыт поможет человеку справиться с поставленными задачами
  • что его мотивирует и сможете ли он следовать указаниям
  • насколько развиты навыки общения и аналитическое мышление.
Валентина рассказала, как лучше составить самопрезентацию.

Сперва необходимо указать, сколько лет человек работает в этой сфере, а также профильное образование. Если есть дополнительное, то о нем стоит упомнить только в случае, когда оно дает какое-то преимущество.

Экспертность и зона ответственности – также важные пункты. Стоит назвать наиболее успешные проекты и найти этому подтверждение.

Фото: fizkes / Shutterstock.com
"Начинайте самопрезентацию с самых важных для вакансии моментов. Это поможет показать ваши сильные стороны и сделать вас более привлекательным кандидатом среди других", – напоминает Валентина.

Чтобы описать свой опыт более ясно и четко, карьерный консультант советует использовать формулу STAR:

S – опишите ситуацию, где решали определенную задачу
T – какие задачи решали в описанной ситуации
A – какие действия вы предприняли для решения проблемы
R – какой результат вы достигли, опишите с цифрами и фактами.

Пример описания опыта:

В последний год моей работы в компании Х число покупателей их фирменных костюмов упало на 25% по сравнению с предыдущим годом (S).

Я должна была выяснить, в чем причина снижения продаж, понять, с помощью каких инструментов, мероприятий я могу вернуть их на прежний уровень (T).

Я проанализировала статистику за текущий период. Изменила KPI для команды, ввела повышенный бонус за продажи данного ассортимента на три месяца. Укомплектовала отдел в течение месяца и провела обучение для новых сотрудников. (А).

В результате удалось полностью выполнить план продаж, а в последний месяц – перевыполнить на 5% (R).

"Расскажите про ваши достижения"

Этот вопрос очень часто вызывает замешательство. Кажется, что ты ничего такого не делал и достижений особых не наработал. На самом деле это не так.

"Чтобы найти достижения, можно задать себе вопросы: «Как я понимаю, что делаю свою работу хорошо?», «Если вашей должности в компании не будет, что изменится?», «Какие сложности в каких процессах могут возникнуть?», «Какие процессы могут остановиться» и т.д.", – подсказывает Валентина.

Достижения – всегда качественные или количественные изменения в процессах, показателях и т.д., которые наступили благодаря действиями конкретного человека. Можно сравнивать их с прошлым годом, с поставленным планом, с показателями отдела, коллег…

Примеры достижений: оптимизация процессов, которая привела к упрощению рабочего процесса, сокращению временных ресурсов, внедрению новых процессов, продуктов, что увеличило доход, снизило затраты, повышению лояльности клиентов, партнеров.

Пример: благодаря автоматизации процесса документооборота в компании я сократила время согласования документов с двух недель до пяти дней.

"Достижения, которые вы озвучиваете, должны быть релевантны для вакансии, и выгода для работодателя должна быть очевидна!" – советует эксперт.

Вопросы работодателю

Не стоит задавать вопросы, ответы на которые есть в вакансии. Лучше уточните про стратегию компании, обязанности, позицию.

А потом вопросы про условия:

  • почему открыта вакансия?
  • это замена или новая вакансия?
  • какие обязанности и задачи нужно будет выполнять?
  • от чего зависит уровень зарплаты, есть ли штрафы?
  • как будет оформлено трудоустройство?
  • какой график работы? Есть ли переработки?
  • есть ли испытательный срок? Сколько он длится и какая будет зарплата во время него?

"«Красный флаг» для человека – если ответы рекрутера и нанимающего руководителя отличаются, а озвученная вам на собеседовании и указанная в вакансии информация сильно разнится. Задайте уточняющие вопросы, узнайте информацию через нетворкинг, чтобы проверить свои сомнения", – рекомендует эксперт.

Завершение собеседования

В конце важно поблагодарить всех за уделенное время. Не стесняйтесь спросить, когда следует ожидать обратную связь.

Если же нет ответа от компании в установленный срок, можно написать или позвонить рекрутеру. Но это тоже сигнал, чтобы задуматься, подходит ли вам компания.

В случае отрицательного ответа можно попросить поделиться обратной связью HR. Там посоветуют, как скорректировать поведение.

"Помните, что решение о сотрудничестве принимает не только работодатель, но и вы! Следуя этим простым шагам, вы увеличите свои шансы на успех в собеседовании", – резюмирует Валентина.

>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки