Шесть лет назад Екатерина Симоненко пришла поработать у своей сестры на мануфактуре по производству шоколада MarieT. Нужно было временно помочь с управлением, выработать концепцию и наладить некоторые бизнес-процессы.
В самый тяжелый момент, когда дела шли не очень хорошо, а в разгар коронавируса даже встал вопрос о банкротстве. Неожиданно для себя Катя приняла решение выкупить бизнес и попробовать сохранить маленькую фабрику.
Теперь на мануфактуре производят сотни килограммов шоколада в год, а крупный бизнес приобретает у кондитеров корпоративные подарки.
Стала бизнесвумен в кризис
Екатерина окончила экономический университет и прошла в торговле все ступени: от обычного продавца до управленца. После декрета решила немного подработать у сестры.
Итог – через месяц стала директором шоколадной мануфактуры.
"Производство начиналось с обычной кухни. Потом росло, развивалось – и вот теперь у нас работают семь мастеров, которые вместе со мной делают сладости", – говорит Екатерина Симоненко.
Училась всему здесь же: что-то подсмотрит у девочек, попробует. В пик сезона сама становится на изготовление конфет.
Вроде бы все шло своим чередом. А потом – пандемия.
"На нашем рынке и так не особо много конкурентов было, а тут люди стали уходить – не выдержали. Было тяжело. Сотрудники сначала с пониманием относились, готовы были мириться с уменьшением зарплат. Но пандемия все не заканчивалась. Мы не знали, как работать. Как будто такой пир во время чумы устраиваешь", – вспоминает собеседница.
Заговорили о процедуре банкротства. Но был и второй вариант – передать управление Екатерине вместе с финансовыми обязательствами (до сих пор нужно расплатиться по займам на дорогостоящее оборудование).
"У меня было три дня на принятие решения. Муж поддержал, друзья тоже. Все так подбадривали. Вот я и решилась выкупить это дело", – говорит бизнесвумен.
Было много долгов. Но выкарабкались достаточно быстро: раздали всем зарплаты, сохранили команду, а к Новому, 2021-му набрали корпоративных заказов. Так и пережили кризисный год.
Секретный ингредиент
Главный секрет хорошего шоколада – качественное сырье.
Для премиум-сегмента нужны и соответствующие ингредиенты. Полностью натуральный состав, лучшие масло и сливочный крем.
"Фисташковая паста для дубайского шоколада нужна особого сорта – из ореха, растущего в Сицилии, итальянского производства. Тогда она будет более ароматной и насыщенной по вкусу. Используем только французское пюре для начинок, пробовали российское – не то. На этом не экономим", – проводит экскурсию Екатерина.
Оборудование – из Италии. Темперирующая машина красивым водопадом выдает расплавленный шоколад.
Это важный шаг при производстве. Чтобы плитка получалась блестящей и хрустящей, нужно работать с правильными температурами: сначала нагреть шоколад до определенного градуса, потом охладить.
Мощность небольшой мануфактуры – около 70 кг продукта за смену. Владелица бизнеса мечтает о расширении, чтобы выйти на другие рынки.
"У нас есть свои секретные рецептуры, как у каждого шоколатье. Это европейские рецепты, где-то очень старые и классические, где-то усовершенствованные и современные. Когда-то еще муж моей сестры ездил по Европе и собирал рецепты, приглашал сюда известных мастеров", – делится Екатерина.
Когда девушка пришла на предприятие, здесь была база из около 40 рецептов конфет.
Весь доход – в бизнес
Екатерина признается, что свой бизнес – это не всегда про большие деньги. Особенно на первом этапе, когда приходится буквально выживать.
"Доход пока посчитать сложно. До 2025 года у нас есть финансовые обязательства перед предыдущим владельцем. Как таковой прибыли у нас нет – все сразу идет в оборот", – рассказывает собеседница.
И вспоминает самые трудные времена, когда только стала руководителем. Тогда вполне обеспеченная семья вдруг стала считать последние копейки.
"Денег не было. Были долги за садик, вопросы с одеждой, пришлось сильно ужиматься. Так плохо, как в те годы, я не жила никогда. Сейчас дела идут куда лучше, но все равно. Я уже пять лет не была в отпуске – пока все в бизнес вкладывается", – говорит Екатерина.
В нише по производству шоколада ручной работы в целом конкурентов немного. А вообще, все дружат.
"Наше сырье импортное, и оно может резко закончиться. И мы можем попросить друг друга чем-то поделиться. Да и рынок как-то сам собой разделился. Кто-то работает с розницей, мы больше по корпоративным заказам. Так что коллегам не мешаем", – смеется фабрикантка.
Сейчас заказчики – IT-компании, средний и крупный бизнес. Декабрь – самая горячая пора, ведь все в поисках корпоративных подарков.
Самый большой заказ получили от банка, который заказал партию 800-граммовых шоколадок. Работа была сложная: делали специальные формы и прошли целый квест с упаковкой огромных плиток.
"Как-то один из банков захотел шоколадные бриллианты. Теперь эти конфеты одни из самых популярных у нас. Даже был шоколад в виде каски шахтера. Одна логистическая компания попросила сделать конфеты в форме машинки с ее логотипом. Каждый раз это индивидуальная работа", – улыбается Екатерина.
Используют и технологию 3D-печати. Когда заказчики так подходят к подаркам для своих сотрудников и клиентов – это очень мило.
>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber