В детстве журналисту Tochka.by очень нравились сцены фильма "Белые Росы" с народным лечением радикулита: сначала с дедом Тимофеем и кирпичом, потом – с сыном, который словами заставляет осу кусаться.
Зритель-ребенок вырос и начал замечать другие житейские мудрости. При каждом следующем просмотре на одни и те же диалоги и ситуации можно взглянуть под иным углом.
В любом случае фразы, ушедшие в народ (в уста зрителей-современников), создают особенную, уютную атмосферу фильма "Белые Росы".
Все относительно
История копирует классическую сказку человека, у которого было три сына. И глава семьи печется об их судьбах. Старший живет очень расчетливо, средний вылетел из гнезда и не может найти пристанище, у младшего, визуально легкомысленного, разваливается семья.
Главный герой как будто ведет себя правильно. Но некоторые его слова и поступки могут вызывать двоякие оценки.
Чаще всего приводится его высказывание про отношения: "Я с вашей матерью не объяснялся, про любовь никакую там не говорил, а почти пятьдесят годов вместе, душа в душу. А вы: любовь, любовь, сю-сю, ля-ля". Для современного поколения – как холодный душ.
C другой стороны, перед отцом стоит задача женить сына. С его позиции деревенского жителя все средства хороши. Непонятно только, почему взрослый детина не может решить вопрос сам и будет ли он счастлив в навязанном браке с женой, которая может и сковородкой "угостить".
Федор (он же Федос) как человек от сохи вообще за словом в карман не лезет. И один назовет его правдорубом, а другой упрекнет в невежестве.
"До чего люди дошли! Бабы детей перестали рожать! Скоро на улицу выйдешь – поздороваться не с кем будет!" – еще одна заметная цитата. Только вот у "бабы" могут быть свои веские причины. Нигде не говорится, что Андрей с супругой не хотят детей.
Так же грубо на эту тему Ходос высказывается в моменте, когда старший сын с женой предлагают переехать к ним, чтобы получить квартиру большей площади.
"Цыц! Если ты темный, я тебе просветлю: на кой ляд вам трехкомнатная квартира-то?! Детей-то у вас нет – и не будет уж никогда! Неродившихся по поликлиникам развезли!" – яркий пример того, как старшее поколение не может найти общий язык с младшим.
При этом Андрей единственный из сыновей, который общается с отцом на "вы".
Впрочем, нельзя не отметить в моменте и правоту главы семейства. Если он согласится – на грех толкнет: смерти ждать будут, чтобы квартира освободилась. И этой причины было бы достаточно, чтобы не будоражить рану.
Тема детей и для главного героя больная: три сына, у одного нет детей, другой не женат, у третьего дочь не от него. Кино, которое считается комедией, переполнено трагизмом. И каждый персонаж, находясь в окружении людей, остается при этом в одиночестве.
Похоже, этот мир спасут только юмор и умение посмеяться над собой. Нельзя не отметить способность Федора Филимоновича иронизировать на житейские темы. "Вот ведь не можешь ты красиво говорить-то". – "Зато думаю красиво". "Верка дома?" – "Она раздетая". – "Зови". "Батя, скажи, как прожить, чтобы не притомиться?" – "Пить меньше надо".
Третий вовсе был…
Фольклорная тема озвучивается в фильме напрямую. Герой Михаила Кокшенова – Сашка (уехавший на заработки на Дальний Восток) – говорит своему напарнику: "Как в сказке: у крестьянина три сына, старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был…"
Он средний – "и так и сяк". Из этого зритель понимает, что роль чудака досталась Николаю Караченцову. И разница лишь в том, что он Васька, а не Ванька.
Но… Изначально кажущийся непутевым, именно Василий выдает знаковые мысли. С одной стороны – философские, с другой – житейские.
"Бить не пробовал? Попробуй, только без злости", – советует Федос сыну. "Да что ее бить? Как каменная. Что по камню бить…" – умозаключает тот самый младший сын.
Усиливает эту мысль еще одно изречение простого деревенского парня. "Люди не языками должны разговаривать". – "А чем?" – "Душой! А уж если ей не получается, то что языками попусту трепаться". Хочется задать вопрос: это точно всего лишь баянист?
Почему-то именно ему в уста драматург Алексей Дударев вкладывает неоспоримые фразы.
"Смеются ж все над ней и над тобой, дураком". – "Смеются – не плачут", – продолжает удивлять своим отношением к жизни Васька.
Но, похоже, главную характеристику весельчаку выдает его оппонент в семейной жизни Мишка Кисель (Станислав Садальский): "Это Васька твой с утра взглянет на солнце – целый день счастливый. Я так не могу".
Примечательно, что данная фраза не так часто попадает в подпорку крылатых выражений из фильма "Белые Росы". Но именно в ней, возможно, кроется лейтмотив киноленты. Что бы ни происходило в жизни, иногда важно вспоминать, что счастье – в простоте.
И Васька обозначает свое отношение к этому миру еще в начале киноленты, когда приходит к старшему брату: "Здоров, Андрюха! Глянь, утро-то какое! Выходи, покурим, петухов послушаем…"
Терапия, придуманная самой жизнью. Для которой не нужно идти и советоваться с психологом (и с кем бы то ни было).
Заканчивается комедия проникновенным монологом главного героя, в котором он благодарит за печали и радости не какие-то придуманные людьми божества, а солнце. То, что в действительности делает возможной жизнь на Земле.
>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber