Хорошо незабытое старое: как реконструировали оперный театр в Минске

Николай Смирнов
Оперный театр – знаковое место для Минска. С момента открытия здание менялось лишь трижды, и современная история преображения происходила буквально на наших глазах. Журналист Tochka.by вспоминает, как это было.
Хорошо незабытое старое: как реконструировали оперный театр в Минске
Фото: Артем Овсянников / Tochka.by

Большой театр оперы и балета Беларуси начали строить по проекту известного советского архитектора Иосифа Лангбарда в 1933 году. Его возводили на месте снесенного Троицкого базара. Открытие состоялось 10 марта 1938-го.

После этого объект культуры модернизировали трижды, один раз вынужденно – после войны. Современный этап обновления пришелся на конец 2000-х, когда в белорусском строительстве в целом наметилось общее оживление.

Пережил войну

Впервые реконструкция Оперному понадобилась после Великой Отечественной. Упавшая на театр в первые же дни войны немецкая авиабомба разрушила зрительный зал. Позже оккупационные власти обустроили в полуразрушенном здании конюшни, а убранство было разграблено или вывезено в Германию. Артисты до этого эвакуировались в Горький, а затем – в Ковров.

После освобождения Минска театр восстановили, местами даже модернизировав: например, дополнив ярусными балконами в зрительном зале. Тогда же был заложен парк, также спроектированный Лангбардом, и сегодня эта зеленая зона в центре Минска делает величественный объект еще более уникальным.

Коллаж Tochka.by. Фото из открытых источников

Из минусов преображения того времени – нехватка необходимых материалов, в том числе гидроизоляционных. Из-за этого строителям пришлось установить выбивающуюся из общего стиля шатровую крышу.

В середине 1960-х годов оперный театр ждала еще одна реконструкция. Ей руководил Вальмен Аладов, и она коснулась интерьеров фойе и зрительного зала. Несмотря на то, что некоторые элементы декора не соответствовали духу конструктивизма, их решили сохранить для торжественности атмосферы.

Учитывали мировой опыт и исторический облик

Совершенно иной была реконструкция на современном этапе, которая началась в 2006 году: нужно было учитывать появление новых материалов и технологий, в том числе – в театральном деле.

Фото: Николай Смирнов / Tochka.by

Проектирование поручили коллективу "Белгоспроекта" под руководством Анатолия Шабалина. Специалисты изучили мировой опыт и выделили два ключевых аспекта. Во-первых, серьезного внимания требовали сцена и зрительный зал. Для установки современного механоборудования пришлось даже разбирать крышу. Возникла и необходимость устранить так называемые зрительные "провалы" и, в частности, на полметра увеличить высоту последнего ряда.

Второй аспект касался интерьеров и вспомогательных помещений для полноценной работы артистов. Были надстроены три этажа, где впоследствии расположились недостающие костюмерные и технические комнаты.

Фото: Николай Смирнов / Tochka.by

Первоначальные эскизы Лангбарда также предусматривали наличие скульптур на фасадах, но эта идея, как и ряд других, не была воплощена в свое время из-за нехватки денег. В современности к замыслу автора решили вернуться, и теперь здание украшают четыре музы искусства.

Проектирование затронуло и прилегающую территорию: на центральной аллее появился фонтан, а сам парк стал более ухоженным.

Пятилетка за три года

Модернизация 2006 года стала самой масштабной в истории театра. Многие генподрядные организации не рискнули браться за нее из-за заявленных ударных темпов: тендер предусматривал выполнение работ, рассчитанных на пять с половиной лет, за три года.

Фото: Николай Смирнов / Tochka.by

Согласился крупнейший на тот момент частный генподрядчик – ЗАО "Научно-производственная организация "Эльвира", у которого, в отличие от государственных, было два специализированных подразделения: отдел инженерной подготовки и научно-технологический центр. Последний вместе с Институтом неорганической химии Национальной академии наук разрабатывал новые материалы, которые, в том числе, применялись при реконструкции театра. В частности, это специальный жидкий состав для горизонтальной гидроизоляции кирпичных кладок и полимерная добавка в цементные растворы.

Фото: Николай Смирнов / Tochka.by

Специалисты, проводившие исследования, не могли учесть все нюансы, которые проявлялись в ходе работ. При разборе старых конструктивных элементов строители иногда натыкались на деревянные перегородки, которые изначально казались массивной бетонной стеной. И эксперты оказывались перед выбором: сохранить историю или заменить устаревшие элементы на современные. Порой в ущерб историческому облику приходилось отдавать предпочтение безопасности, то есть усилению конструкций.

Проектировщики, естественно, не могли визуально определить необходимый объем работ. Но эта проблема решалась корректировкой документации параллельно реконструкции.

Экономить время удавалось и за счет оптимизации труда: продленки, второй смены, работы в выходные дни. И все это нужно было вписать в графики с учетом того, что в реконструкции было задействовано более десяти субподрядчиков.

Фото: Николай Смирнов / Tochka.by

Если генподрядчик предвидел отставание на определенном этапе, то закладывал ускорение на последующих стадиях, переводя все рабочие силы в "горячую точку" или… организуя конкурсы профмастерства, например, среди штукатуров.

Особенности реконструкции

Модернизация оперного театра была разбита на три этапа. В первый и второй вошли два этажа административно-хозяйственного назначения и репетиционные, а весь третий выделили под зрительный зал.

С ним было труднее всего: 80% стоимости и объема работ пришлось именно на последний этап. Это было связано с необходимостью укрепить несущие конструкции здания и при этом сохранить исторические образцы лепного декора, обработанного сусальным золотом. Серьезных усилий требовали также демонтаж старых и монтаж новых металлоконструкций зрительного комплекса, а также замена механического оборудования сцены.

Фото: Николай Смирнов / Tochka.by

Уникальная работа потребовала привлечения особой техники. Так, генподрядчик специально купил растворобетононасос "Турбосол ассорт", это был лишь второй такой агрегат в республике. Еще одной особенностью реставрации стало использование пятисоттонного крана, позаимствованного у Мозырского нефтеперерабатывающего завода. До этого при выполнении строительно-монтажных работ такая техника в Беларуси никогда не применялась.

Работы курировал Минкульт

Все вопросы, возникающие в ходе реконструкции Большого театра оперы и балета, обсуждались на еженедельных заседаниях республиканского штаба во главе с заместителем министра культуры Владимиром Гридюшко. Он вникал во все тонкости технических вопросов и практически являлся куратором процесса.

Фото: Николай Смирнов / Tochka.by

Замминистра, в частности, рассказывал, что в ходе работ особое внимание уделили кровле и гидроизоляции, чтобы стены не впитывали влагу зимой.

И поэтому на одном из заседаний штаба решили создать образец служебного помещения со всем необходимым, чтобы на примере "пилотной комнаты" избежать вероятных ошибок в будущем.

Фото: Николай Смирнов / Tochka.by

Также не забывали об удобстве работников театра и артистов. Поэтому закупалось самое современное на тот момент оборудование: качественное освещение, звук, система связи.

Открытие обновленного здания состоялось 8 марта 2009 года, перед 71-м днем рождения оперного театра. Директором был назначен Владимир Гридюшко, ставший впоследствии едва ли не лучшим руководителем, находясь при этом в тени славы новых премьер и нестандартных подходов. Об успехах на руководящем поприще говорят положительные "слухи из закулисья", долгий десятилетний период работы и письмо артистов с просьбой продлить завершившийся в 2019-м году контракт директора.

Фото: Артем Овсянников / Tochka.by

Без открытости представителя Минкульта, что было и остается редкостью в среде чиновников, а также готовности общаться других участников реконструкции, особенно директора ЗАО НПО "Эльвира" Валерия Поткина, эти воспоминания были бы невозможны.

>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наш Telegram

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки