Уже больше года Денис Маркин трудится креативным продюсером в международной компании, производящей мобильные игры. У фирмы есть офисы в Беларуси, Испании и Англии.
За плечами собеседника – 10 лет стажа в роли моушн-дизайнера. И еще до устройства на новую работу у него возникла идея создать серию короткометражных ужастиков, посвященных семи смертным грехам. Реализовывать замысел молодой режиссер начал еще в Минске. А переезд в Барселону только подогрел интерес к возможности поработать с иностранными актерами и понять, как устроена эта сфера за границей.
Журналист Tochka.by поговорил с белорусом о съемочном процессе, разнице менталитетов и бюджетов, а также о планах на короткий метр.
Путь к сердцу зрителя лежит через желудок
Выбор в пользу короткометражек Денис объясняет возможностью "набить руку". А жанр хорроров считает идеальным для такого формата: можно показать развитие сюжета и все три акта с кульминацией за небольшой промежуток времени.
"Всегда понятно, чем заканчиваются хорроры. В отличие от драмы, где требуется большой хронометраж, чтобы раскрыть персонажей. В ужастике, тем более коротком, значение сразу обретают сюжет и суть явлений, которую хочется донести зрителю", – пояснил собеседник.
Концепцию короткометражек наш герой придумал давно – семь фильмов про смертные грехи через призму сегодняшнего времени и интернета.
Первый удалось снять еще в 2021 году совместно с коллегой по работе. Вместе написали сценарий про чревоугодие. За основу взяли явление, популярное в Азии, когда местные стримеры просто едят на камеру несколько часов, изредка что-то комментируя. На местном сленге это называется "Мукбанг" – отсюда и название короткометражки.
Организационные процессы в Минске заняли два месяца, а съемки – два дня. Главную роль исполнила белорусская актриса Анастасия Жебрак, известная по работе в театре.
Удалось вложиться в 500 долларов, основная сумма ушла на реквизит. Технику по дружбе предоставил оператор, работавший на тот момент с авторами в одной компании. Звук затем "делал" приятель – профессиональный звукорежиссер "Беларусьфильма".
Фильму добавили английские субтитры, и он кочует по разным фестивалям, иногда попадая в программу. Сейчас, например, эта работа заявлена на тематические киносмотры в испанской Жироне и Москве.
По оценкам Дениса, эта короткометражка не очень удачная для зарубежного зрителя. Фильм был рассчитан на русскоязычную аудиторию, там много текста и, соответственно, субтитров, которые нужно быстро читать.
Испанский опыт в три раза дороже
Второй фильм "Орехокол" (на английском Nutcracker) интерпретирует грех "зависть" на фоне онлайн-гемблинга. Собеседник продумывал эту часть в Беларуси, но пришлось переезжать в Испанию, а планы хотелось реализовать в спокойной обстановке.
Появилась возможность попробовать съемки с местными актерами и посмотреть, насколько фильмы с их участием будут востребованы на международных кинофестивалях.
Некоторые нюансы возникли из-за интернационального состава. Оператор и гример из России никак не могли привыкнуть к тому, что испанские актеры постоянно опаздывали.
А у одного из артистов оказались русские корни и некоторые знания языка: мама была родом из Санкт-Петербурга, сам же он родился и все время жил в Испании.
По затратам фильм обошелся в три раза дороже, чем первый. И это отражает общую тенденцию по стоимости съемочного процесса в Беларуси и Испании. Сэкономить получилось благодаря собственной технике (в аренду ничего не брали). На съемки ушло те же два полных дня, потом пришлось доснимать некоторые дополнительные планы.
"Орехокол" сейчас на стадии постпродакшена. Премьера намечена на сентябрь. Осталось наложить музыку. Этим занимается белорусский композитор, который сейчас живет в Польше.
Музыкальные мотивы будут электронными, что в сочетании с диалоговым фильмом смотрится весьма необычно. По признанию Дениса, они вдохновлялись творчеством Трента Резнера, у которого есть два "Оскара" за музыку к мультфильму "Душа" и фильму "Социальная сеть".
В середине следующего месяца должна появиться русская версия. По поводу озвучки Денис обратился к Юрию Сербину, который запомнился ему по "Клану Сопрано".
И грех, и смех
После съемок двух фильмов Денис поймал себя на мысли, что его концепции больше соответствует жанр "черной комедии". И в "Орехокол" он решил добавить больше юмора.
На русском языке сценарий выглядел достаточно смешным. А вот когда все перевели на английский и отсняли, потерялся контекст иронии: результат оказался более брутальным, чем планировалось.
Из-за этого собеседник пока в раздумьях по поводу третьего фильма: делать его исключительно хоррором или более надежно вкраплять юмористические нотки. Автор не исключает, что следующую часть будет снимать в Польше с белорусскими актерами, то есть проект невольно станет еще более интернациональным.
Кроме того, молодой белорусский режиссер хочет отойти даже от короткометражек и сосредоточиться на съемках простых сцен, чтобы быстро монтировать и набираться опыта.
Денис пока не планирует превращать хобби в работу и не думает о прибыли. В этой среде слишком высокая конкуренция. Многие коллеги с более высоким бюджетом и серьезным подходом не могут заявить о себе. Нужна действительно оригинальная идея и, возможно, удача.
Наш герой продолжает совершенствоваться и искать нужное качество. Он даже готов сделать несколько шагов назад и снимать небольшие этюды, учиться доносить мысль и управлять эмоциями: снимать ужасы, чтобы зритель испугался, или комедию, чтобы он улыбнулся.
>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber