Минск – строгий и чистый город. Любой турист, приезжая к нам, отмечает это. Порядок интегрируется во все окружающее настолько, что и сами туристы начинают подстраиваться: и вот их уже не отличить от минчан.
Максимум безумия, который иностранцы позволяют себе в нашей столице, – это пара лишних коктейлей на Зыбицкой, чтобы наутро заглаживать возникшее чувство вины покупками льняных скатертей или соломенных баб.
Мы-то уже давно смирились со стерильностью вокруг, хотя можем побурчать и даже поспорить о природе этой чистоты: это уже ДНК или еще дисциплина? Кажется, пока дисциплина.
Если задаться целью, отыскать небольшие "мусорные оазисы" все же возможно. А значит, как сказали бы на заседании столичной мэрии, в работе с "хрюшами" по-прежнему "есть резерв".
Все это приводит нас к разговору о поведенческой экономике. Наука интересная, которая дает простые и эффективные ответы на не самые очевидные вопросы.
К примеру, как экономить на уборке города, чтобы героических людей в оранжевых жилетках "Управление Центр" можно было по примеру прежних лет почаще премировать поездками в Париж (ну, окей, в безвизовые Москву или Стамбул).
Для того, чтобы решить сверхзадачу, не всегда требуются сверхресурсы и сверхусилия. Стоит попробовать мыслить нестандартно.
В битве за сокращение расходов одна из крупнейших авиакомпаний Европы, например, изменила график уборки самолетов. Сократилось время простоя лайнеров и уменьшилось количество персонала, задействованного в данном процессе.
При этом, мусора меньше не стало. Пассажиры высказывали все больше недовольства, и ситуация начала угрожать бренду. Руководство авиаперевозчика обратилось к одному из ключевых игроков на рынке консалтинга по вопросам применения идей и инструментов поведенческой экономики.
Через три месяца работы совместная команда внедрила идею, которая на 37% (!) сократила объемы мусора, оставляемого пассажирами после полета.
Что же сделала команда?
Варианты ответа:
- увеличила объем мусорных пакетов для каждого пассажира
- разместила "Памятки о важности чистоты на борту"
- организовала подачу конфет и печенья без упаковки и обертки
- добавила к объявлению бортпроводников фразу: "Наша главная задача – ваша безопасность на протяжении всего полета"
- изменила музыку и видео в развлекательных системах пассажиров
А теперь правильный ответ.
Уменьшить количество "хрюш'' на 37% позволила фраза "Наша главная задача – ваша безопасность в полете".
Три месяца интервью и наблюдений дали команде исследователей широкий массив данных. И показали, что основная проблема заключалась в том, как пассажиры воспринимают полет.
Команда пришла к выводу, что более 94% процентов мусора оставляют люди, летящие на отдых. Они воспринимают борт как свой первый отель. А бортпроводников – как горничных. В отличие от бизнес-путешественников, которые рассматривают самолет как офис, а бортпроводников – как коллег по работе.
Будущие отдыхающие считают, что вправе рассчитывать на уборку, ведь "отдых уже начался".
Сообщение о главной обязанности бортпроводников возвращало "хрюш'' к реальности. Отсылка к безопасности напоминала, что пассажиры пока не в отеле, и вежливо указывала, что проводники – не уборщики.
На дистанции в несколько лет пара слов в объявлении сэкономила миллионы. Поведенческая экономика в действии. Главное – знать, что сказать или написать.
*Мнения колумнистов могут не отражать точку зрения редакции. Подискутировать с автором можно здесь.
>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber