Мымра, королева Анна, жена Сталкера: любимые образы Алисы Фрейндлих

Владимир Савич
8 декабря 2024 года 90-летие отмечает актриса, которой всегда нужно докопаться до сути, чтобы потом свободно импровизировать.
Мымра, королева Анна, жена Сталкера: любимые образы Алисы Фрейндлих
Фото: Юрий Белинский / ИТАР-ТАСС

Мама хотела назвать ее Наташей, но папа и бабушка воспротивились, заявив, что Наталья Бруновна Фрейндлих "это какая-то странная каша". Они же настояли, чтобы в документах в графе "национальность" было указано "русская". Время было тревожное – предвоенное.

Все дело в том, что отец ее был актером немецкого происхождения. Предки Бруно Артуровича слыли знаменитыми стеклодувами и приехали в Россию из Германии по приглашению Петра I.

Tochka.by рассказывает, как сложилась судьба Алисы Фрейндлих, ставшей знаменитой актрисой.

Как начинался творческий путь Фрейндлих

Перед началом войны родители Алисы развелись. Отец уехал в Ташкент, а девочка с мамой и бабушкой остались в Ленинграде. Пережили блокаду, ужасный голод и постоянные оскорбления соседей из-за немецкой фамилии.

В школе Алиса училась не очень хорошо. Не давались точные науки. Как она затем признавалась, от формул ее просто мутило. Зато блистала в драмкружке.

В Ленинградский театральный институт имени Островского Алиса поступила с первого раза. Окончила с отличием.

Алиса Фрейндлих в начале творческого пути. Фото: Юрий Белинский / ТАСС
Работу на сцене начинала с небольших ролей в Ленинградском драмтеатре имени Комиссаржевской. В 1961 году перешла в Академический театр имени Ленсовета, где режиссером был Игорь Владимиров – будущий супруг Алисы Фрейндлих.

Играла Малыша из пьесы "Малыш и Карлсон, который живет на крыше" по Астрид Линдгрен. А еще шекспировских Джульетту и Катарину, Элизу Дулитл из "Пигмалиона", Катерину Ивановну из "Преступления и наказания" Федора Достоевского, Раневскую в "Вишневом саде" Антона Чехова.

Кто написал "Монолог женщины"

С 1983 года Алиса Фрейндлих – актриса Большого драматического театра имени Горького (с 1992 года – имени Товстоногова). Верна этой сцене до сих пор.

Алиса Фрейндлих в сцене из спектакля "Уроки танго и любви". Фото: Юрий Белинский / ИТАР-ТАСС
Собственно, театр для нее – главное дело жизни, ее дорога. Плюс поэзия.

В глобальной сети есть немало записей, где актриса читает стихи поэтов Серебряного века, включая Анну Ахматову и Марину Цветаеву.

Особую популярность приобрело ее исполнение "Монолога женщины" Роберта Рождественского. К слову, некоторые считают, что автор текста – сама актриса.

Слушателям разных поколений также хорошо известна аудиосказка "Щелкунчик", которую читает Алиса Фрейндлих.

Как Фрейндлих не снялась у Рязанова

Но широко известной юбиляр стала, конечно же, благодаря кинематографу.

Начало было положено еще в студенческие годы. В 1955 году Фрейндлих снялась у Фридриха Эрмлера в "Неоконченной повести" и у Бориса Дмоховского в фильме "Таланты и поклонники".

Первая большая роль случилась в 1969 году. Алиса сыграла Анну Капитонову в киноальманахе по рассказам Антона Чехова "Семейное счастье".

Режиссер Эльдар Рязанов и актриса Алиса Фрейндлих на праздничном вечере в ЦДА. Фото: Валерий Шарифулин / ИТАР-ТАСС
А затем Фрейндлих трижды не снялась в картинах Эльдара Рязанова. Сначала пробовалась на главную роль в "Гусарской балладе", но режиссеру Алиса показалась слишком женственной.

Затем не сложилось с "Зигзагом удачи", потому что Фрейндлих забеременела.

И наконец, не получилось попасть в комедию "Ирония судьбы, или С легким паром!", потому что Алиса Бруновна была чрезвычайно занята в театре.

Как в "Служебном романе" появилась Мымра

В 1977 году наконец-то все сложилось! Фрейндлих на пару с Андреем Мягковым исполнили главные роли в фильме "Служебный роман".

Это история любви неказистого экономиста, отца-одиночки Новосельцева, у которого "мальчик и… еще мальчик", и его серой, невзрачной начальницы – Людмилы Калугиной.

По воспоминаниям коллег по фильму, на площадке Фрейндлих часто импровизировала, и всегда получалось превосходно.

В частности, сцена ссоры главных героев, в конце которой Новосельцев обзывает Калугину мымрой – практически полностью сымпровизирована.

До начала съемок Эльдар Рязанов опасался, что сугубо театральная актриса Алиса Фрейндлих может не справиться с работой в кино, поэтому создавал для нее максимально благоприятные условия на площадке и все время опекал.

Зато потом признался: "Талант Фрейндлих в сочетании с ее скромностью, работоспособностью, обаянием, деликатностью, умением взаимодействовать с партнерами и дали тот результат, при котором фильм смог состояться. Я не жалею, что пригласил ее и что так долго ждал".

Кстати, все песни в фильме исполнили Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков.

В течение года "Служебный роман" посмотрели свыше 58 млн зрителей. По результатам опроса журнала "Советский экран" Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков стали лучшими актерами года.

Почему Фрейндлих считала себя бездарной

Еще одна заметная работа Алисы Фрейндлих – роль королевы Анны в фильме Георгия Юнгвальда-Хилькевича "Д’Артаньян и три мушкетера".

Актрисе хотелось создать образ не надменной особы, а обычной женщины, которая умела любить и ненавидеть, радоваться и страдать, быть благородной и благодарной.

Правда, по признанию режиссера, съемки фильма едва не сорвались с самого начала, из-за того что Фрейндлих не очень понимала мотивы поступков своей героини.

Например, почему она отдала возлюбленному такую дорогую и приметную вещь, как подвески.

У актрисы даже началась истерика: "Я бездарная, я ничего не могу!"

На съемках фильма "Д’Артаньян и три мушкетера" с Михаилом Боярским. Фото: В.Песляк / Фотохроника ТАСС
Юнгвальд-Хилькевичу даже пришлось приостановить съемку. Но он придумал ответы на все вопросы Фрейндлих, пояснив, что подвески Анна подарила потому, что "единственное, чем она могла, извините, нагадить королю, так это отдать его же подарок! Испанское проявление непокорности наряду с австрийской расчетливой холодностью".

"Ключик" к сцене да и ко всей роли был найден. Прерванную сцену сняли без дублей за 10 минут.

После триумфального выхода фильма сняли еще три его продолжения. Последний, "Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини", вышел на экраны в 2008 году. В нем роль все той же Анны Австрийской вновь исполнила Алиса Бруновна Фрейндлих.

Как Фрейндлих теряла сознание на съемках

Фильмография актрисы включает более 60 картин, но мы выделим еще одну из них. В 1979 году Фрейндлих снялась у Андрея Тарковского в фильме "Сталкер". Сыграла небольшую, но очень яркую роль жены главного героя.

Пробы были столь удачными, что режиссер даже хотел вставить их в окончательный вариант фильма. Однако пришлось переснять.

В результате появилась пронзительная, драматичная, наполненная острой болью сцена, когда героиня Фрейндлих впадает в истерику, из-за того что ее муж вновь решил отправиться в Зону.

Эпизод короткий, но настолько эмоциональный, что, отыграв его, актриса была полностью выхолощена. На какой-то момент она даже потеряла сознание.

Алиса Бруновна жалеет, что ей больше не довелось сняться у Тарковского. Она до сих пор бережно хранит записку, однажды отправленную ей режиссером, которая начиналась необычно: "Госпожа Фрейндлих..."

Чем сейчас занимается Алиса Фрейндлих

Алиса Фрейндлих по-прежнему играет в своем родном Санкт-Петербурге на сцене Большого драматического театра. Есть у нее и свежие роли в кино.

В январе нынешнего года она приняла участие в концерте, приуроченном к годовщине снятия блокады Ленинграда. Поделились со слушателями личными воспоминаниями о тех трагических событиях.

Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили в спектакле "Лето одного года". Фото: Петр Ковалев / ТАСС
Как сказал актер Олег Басилавшили, Алиса Фрейндлих лишена актерской фанаберии: "У нее очень простое и правильное отношение и к съемкам в кино, и к игре в театре – она работает. Работает в надежде на то, что из этой работы может получиться что-то хорошее".

>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки