
Это сейчас у Артема Соляникова обожаемая супруга и уютный дом, хорошая работа и любимое дело. Но еще 10 лет назад он был на грани того, чтобы уйти из жизни, потому что больше не мог быть в вечном наркотическом марафоне.
С 18 лет наш герой употреблял все, что мог найти. И далеко не сразу понял, что стал наркоманом, ошибочно полагая, что контролировал свою привычку.
Гибель близких людей, тюрьма, жизнь по притонам, потеря любимой девушки и еще нерожденного ребенка. Он прошел через многое, опустился на самое дно, чтобы начать жить заново.
Проблемы начались еще в детстве
В третьем классе Артем уже много курил. Сигареты достать было проще простого: нашел дома заначку родителей, они лежали без пачек – никто и не замечал недостачи.
В пятом классе попробовал алкоголь.
"Была какая-то компания постарше, налили вина. Пока дошел домой с соседнего подъезда, хорошенько опьянел. Мама подумала, что мне просто плохо, голова кружится, но никто не унюхал, что я тогда выпил", – вспоминает собеседник.

"Сигареты, алкоголь на каких-то дискотеках, вечеринках были обычным делом. Но я не скажу, что это было какой-то сильной зависимостью, алкоголь мне не особо нравился, мог выпить, и все", – вспоминает начало самого страшного этапа в жизни мужчина.
Начиналось все с легких наркотиков: травка стала обычным делом. Он мог покурить и на работе, и за рулем вместо обычных сигарет. Позднее стали появляться и другие более серьезные препараты.
"Потом разные таблетки. Опиум в начале 2000-х вообще было не проблема достать – это был самый дешевый наркотик, его можно было купить за 8 тыс. неденоминированных рублей, около $2 на тот момент. Это все было доступно для тех, кто употреблял", – вспоминает Артем.

"Я видел настоящих наркоманов, алкоголиков – принято считать, что это люди, опустившиеся на дно, стоящие под магазином и стреляющие себе на дозу. Я долго не считал, что у меня есть проблемы, только лет через шесть употребления понял, что зависим", – утверждает мужчина.
Срок за наркотики
Конечно, появились и "друзья по интересам":
"Такая ложь, что надо попробовать в жизни все. Что не понравилось, не употреблять, а нравится – так можно и расслабиться. Иллюзия была, что я могу все контролировать", – отмечает наш герой.
Какое-то время действительно получалось сохранять это чувство контроля: удавалось ходить и на учебу, и на работу. Ограничивали и финансы – часто не купишь очередную дозу, а в выходные можно было расслабиться.
"Каждый день на наркотиках все-таки тяжело. Допустим, употреблять пять дней амфетамин и не спать – организм просто даст сбой, ты уже как овощ, появляется сильнейшая апатия. Была какая-то жизнь еще, были обязательства, ограничения по финансам – все это в какой-то степени являлось сдерживающим фактором. Но только сначала", – заверяет Артем.

"Был скандал, мама долго плакала и кричала. Я тогда, может, не все осознавал. Как-то съезжал с темы, что-то говорил, успокаивал – наркоманы ведь очень хорошо врут. Они у родной матери могут деньги на дозу выпросить под предлогом, что надо кому-то жизнь спасти. Врал, да, часто".
Примерно в 21 год, вспоминает мужчина, наркотики принимал уже "без каких-то тормозов". Если до этого он нуждался в новой дозе максимум раз в неделю, а порой и раз в месяц, то теперь все стало серьезнее.
"У меня была такая же компания. Я мог на работу под какими-то отходняками прийти. И в этот период я получил вторую судимость. Первая была за мошенничество. Вторая – уже по наркотической статье. Человеку, с которым употреблял, дали за распространение, мне – за хранение. Отправился в колонию в Витебске", – рассказывает Артем.

"Но для меня это было обычным делом, не считал это какой-то наркоманией. Были и вещества потяжелее – все можно было достать в местах заключения, но я этим не интересовался", – отмечает собеседник.
Бросил на месяц – и снова завис
На свободу Артем вышел уже с мыслями, что больше не хочет снова оказаться в тюрьме и жить в таком вечном дурмане.
"Это же как движущийся поезд, ты все время куда-то мчишь, а возможности выйти нет. Мне надоела такая жизнь. Но продержался я недолго", – вспоминает мужчина.
Как-то в компании они "хорошо посидели", выпивали. На утро поехал на работу с похмельем – было плохо. Захотелось покурить травки.
"Ко мне приехали друзья, думал, что привезут покурить, а они взяли с собой амфетамин. И вот опять я с этой мыслью, что все контролирую, начал употреблять. Думал, что жизнь наладится: хожу на работу, зарабатываю, живу. Что тут такого, если иногда позволю себе расслабиться", – говорит Артем.

"В итоге мы просто потом съедали их в большом количестве – это ведь те же наркотические вещества. Я вроде бы и хотел жить нормальной жизнью. Но все мое окружение – наркоманы. И я сам был наркоманом, просто не признавал это".
Девушка прыгнула под поезд
В жизни каждого наркомана случаются такие моменты, когда кажется, что уже опустился на самое дно и так больше жить нельзя. Это произошло и с Артемом.
Один из таких случаев – авария с лишением прав. Он заснул за рулем под запрещенными препаратами и врезался в припаркованные автомобили.
"Слава богу, никто не пострадал. У меня лишение на три года и большой штраф. На эмоциях увольняюсь с хорошей работы, чтобы не платить эти штрафы. Я хорошо зарабатывал, и все равно все эти деньги спускал на наркотики", – вспоминает мужчина.

"Она раньше не употребляла – я как-то это запрещал. А пока я сидел в колонии, мои же друзья ее и подсадили".
Он возвращается к тому периоду жизни, когда только увидел свою девушку после освобождения. Строили планы. Но встретил ее он уже совсем другой: у нее были серьезные ломки. Бежал искать новую дозу, чтобы как-то облегчить ее страдания.
"Сначала я как-то помог ей «выбраться» – и мы стали употреблять периодически, как я всегда это делал. Ну опять эта «иллюзия контроля». Но так было недолго, потом наша жизнь стала одним сплошным притоном", – говорит мужчина.
В какой-то момент они вместе снова решили завязать. И обратились анонимно в Новинки – РНПЦ психического здоровья. Лечения надолго не хватило. Лежали в клинике четыре раза. Безуспешно.
"Вышли с твердым желанием поменять жизнь. Переехали в другую квартиру, чтобы как-то сменить окружение и нас не нашли старые компании. В итоге и там вскоре сделали притон", – рассказывает Артем.
На частные реабилитационные центры денег не хватало. Тогда месяц пребывания обходился примерно в €800. А то, что было доступно, не помогало.

Но завязать оказалось непросто. Она продолжала употреблять. Аборт делать было поздно.
"Пришла ко мне, мы долго вместе плакали. Сказала, что себя ненавидит. А что я мог тогда? Я себя тоже ненавидел, я ничем не мог ей помочь, не знал как. Сам ведь наркоман", – вспоминает те моменты Артем.
Вскоре после этого разговора они вместе с девушкой употребляли в привычной компании. Артему надо было отъехать. Девушка просто встала и сказала остальным, что сейчас вернется.
"Она ушла и бросилась под поезд", – говорит он.
Знак свыше
Когда ее не стало, Артем окончательно потерял смысл жизни. И полностью ушел в наркотики:
"Я не хотел жить. Просто искал дозу, употребил – так день прошел. Были суицидальные мысли. Хотел сделать «золотой укол» и просто спокойно уйти. Обратился к Богу: если ты есть, сделай так, чтоб я не умер. И я действительно не хотел умирать".

"Это был как знак свыше. Предложил поехать в один реабилитационный центр. Помню, он сказал, что если мне это не поможет, то уже ничего не поможет. Но попробовать я должен".
Думать долго не стал, да и выбирать особо было не из чего: тогда он обитал по каким-то притонам, ночевал в подъездах и уже не жил, а существовал. Решил хотя бы попробовать, чтобы знать, – пытался сделать все, что мог.
Реабилитация через веру
Так Артем попал в христианский реабилитационный центр:
"Конечно, я слабо понимал, что все это такое: знал, что надо будет изучать Библию, заниматься трудотерапией, вести послушание. Честно, не особо осознавал все, мне нужна была помощь. Пришел, подписал документы, ознакомился с правилами. Я понял: вот и все, сейчас начнется жесть. Просто помолился, попросил Бога дать мне сил пережить все это".

"Понял, что не уйду отсюда, не брошу, что мне здесь могут помочь. Я много раз пробовал бросить, лежал в клиниках, где меня всего обкалывали, чтобы снять ломку. А тут все было хорошо. Мы молились, разговаривали друг с другом, с теми, кто уже прошел этот путь. Я был на своем месте", – впервые за весь свой монолог Артем улыбнулся.
Первый этап реабилитации длился 4,5 месяца. Артему дали отпуск на два дня. Было страшно.
"Просил за меня молиться. Боялся встретить кого-то из прошлой жизни. Ведь не знал, как бы отреагировал, если бы такое случилось, удержался бы или нет. Но в то же время я уже понимал, что стал другим. Чувствовал присутствие Бога", – заверяет он.
В этом коротком отпуске между реабилитацией мужчина встретил старого приятеля – тот как раз шел за очередной дозой, позвал с собой. Но Артем отказался, сказал, что лечится в христианском центре. В ответ над ним только посмеялись:
"У меня хватило сил, чтобы не пойти, снова не вернуться в этот угар. Я вернулся на следующий этап реабилитации. В общей сложности провел в центре полтора года. Теперь могу уверенно сказать, что свободен от зависимости".

После ребцентра устроился подсобником – работа оказалась тяжелой и не очень денежной. Но он был рад новой жизни. А потом и сам стал помогать в служении.
"Когда-то ведь и со мной поделились информацией о том, что выход есть; привели в церковь, потом в центр, сопроводили до своего рода «контрольных точек» моей жизни, чтобы я опять не свернул. Естественно, теперь и я имею желание делать то же самое", – делится Артем.

Доступна и горячая линия. Позвонив на нее, вы можете получить информацию о подобных группах в вашем регионе и о ближайших реабилитационных центрах: +375 (163) 67-11-00.
>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber