
В деревеньке Ольманы у самой границы с Украиной жизнь идет своим чередом. И никого уже не удивляет парень, который каждый день выезжает в поле посмотреть, как работают трактористы.
На своем автокресле-скутере 27-летний Валентин Гайко может часами завороженно наблюдать за техникой в поле. Сам он бывший тракторист. Но уже шестой год находится в инвалидном кресле.
Говорит, что только спустя три года после трагедии принял то, что больше не сможет ходить. Жить с этим он уже научился. Теперь хочет найти себя в новом деле – с работой в небольшой приграничной деревеньке сложно.
Валентин откровенно рассказал Tochka.by, с какими сложностями столкнулся после аварии и как нашел в себе силы начать все с нуля.
Мечтал всю жизнь быть трактористом
Валентин обожает тракторы. Признается, что очень скучает по своей прошлой профессии.
"Я с детства работаю трактористом. Отец у меня тракторист, я после школы ходил к нему, учился. Так и прикипел к железу. Мне это очень нравилось", – вспоминает парень.
Всю жизнь он провел в своем родном Столинском районе. Отучился в лицее и сразу пошел трудиться в местный колхоз. Потом армия: проходил службу в элитных войсках – спецназе.
Валентин показывает свои армейские фото: крепкий здоровый парень с сослуживцами.

На самом видном месте хранит свой армейский берет и тельняшку. Теплые воспоминания из прошлой жизни.

Несколько лет после службы он продолжал трудиться в поле. И хотел проработать трактористом всю жизнь.

Крышу авто вмяло в салон
Вместе с другом Валентин в тот день ехал по трассе в Минск, когда на дорогу выбежал лось. Удар пришелся на ту сторону, где сидел парень.
"Мне придавило голову, и я сломал шею. Два перелома шейных позвонков", – рассказывает Валентин.
Сложная операция, несколько дней в реанимации. Два месяца он просто лежал в кровати не шевелясь.
"Ноги и руки не работали. Я не понимал, что со мной произошло, и не представлял, насколько все серьезно. Думал, полежу пару недель в больнице и вернусь на трактор. Но шли месяцы, а у меня ничего не менялось", – вспоминает парень.
Самые страшные дни были после операции. Ног Валентин не чувствовал, но почти неделю его мучили адские боли ниже пояса. Даже сильные препараты не помогали.


На шестой день он думал, что не выдержит, и начал прощаться с родственниками. Но боль отпустила.
Врачи не давали прогнозов. Руки постепенно удалось разработать, хотя прежняя сила не вернулась. А вот на ноги Валентин так и не встал.
"Меня спас брат"
Впереди были долгие месяцы реабилитации. Сесть мужчина смог только через месяц благодаря специалистам.
"Меня садили – я терял сознание, ведь я долго лежал до этого. Но надо было сесть, поэтому мы снова и снова пытались. Потом уже пробовали ставить на ноги в вертикализатор. И там я терял сознание раз за разом. Тебя ставят, ты снова теряешь сознание, опять ставят", – вспоминает Валентин.
Самое приятное – когда впервые смог самостоятельно покинуть палату и выбраться на коляске на улицу. Тогда шел дождь, было тепло. Валентин снова почувствовал, что живой.
Все это время с парнем был брат, который уволился с работы из Минска и следующие два года жил вместе с Валентином, помогая ему восстанавливаться и адаптироваться к новой жизни.
Вообще у парня большая и дружная семья – у него есть и братья, и сестры, их всего шестеро. Страшная авария сплотила каждого.
"Брат бросил все и приехал ко мне. Без него я бы не смог восстановиться", – говорит Валентин.
Вскоре молодой человек стал более-менее самостоятельным. Сейчас он живет в доме с бабушкой, ей почти 83. Здоровье уже не то, но старается держаться.

"В маленькой деревне было тяжело пересесть на коляску. Все друг друга знают, смотрели на меня с такой жалостью первое время. Я сначала вообще из дома не выходил, а потом садился и ехал в лес, чтобы никто не видел", – делится парень.
Взял себя в руки и стал помогать другим
Во время восстановления Валентин узнал, что в Беларуси работает лагерь активной реабилитации, где людям помогают научиться жить в коляске.
"Нас готовили к самостоятельной жизни: как передвигаться, как преодолевать различные препятствия, даже как правильно пересесть на унитаз. Каждый ведь по-разному реагирует на то, что он всю жизнь проведет в коляске. Многие просто становятся «бытовыми инвалидами», за которых все делают родственники", – говорит Валентин.
Сам он быстро научился жить по-новому. Купил себе на деньги, которые копил на машину, коляску за $600. Говорит, та, что выдают от государства, очень непрактичная, громоздкая и трудноуправляемая.
Хотя признается: еще долго не мог принять, что не сможет больше ходить. Верил в какое-то чудо.

Теперь он и сам преподает в лагере активного восстановления. Работает там инструктором и учит людей адаптироваться к новой жизни.
А еще занимается спортом – дома на турниках каждый день. И собрал целую коллекцию наград по различным дисциплинам на коляске: от керлинга и жима лежа до марафона в 10 км и стрельбы из лука.


И на своем примере доказывает, что даже в коляске можно жить активно.
Поиск работы
Были попытки найти работу. Как-то ему предложили потрудиться в Столине в салоне печати, где надо делать различные принты на кружки и майки.

Понял, что может жить самостоятельно. Стал искать место получше.
"У меня сестра работает мастером по маникюру. Я к ней как-то в гости приехал, попробовал кутикулу подрезать, с фрезой поработать – руки ведь слабые были, думал, что не смогу вообще держать инструменты. Вроде получилось, никого не порезал", – говорит Валентин.
А потом встретил еще одного мастера по маникюру, она предложила Валентину бесплатно пройти обучающий курс.

Весь доход Валентина – Br600 пенсии по инвалидности.
Признается, что клиентов по маникюру у него практически нет: мало кто готов приехать из Столина в деревню. Поэтому и плата пока чисто символическая – Br20. Где-то сестра подкинет клиента, делает ногти маме и сестрам. В неделю может еще пару человек наберется.
"Все, что у меня есть для работы, подарили неравнодушные люди. Я как-то ездил на реабилитацию в Москву. Местные мастера маникюра узнали мою историю и привезли целую кучу подарков: фрезу, пылесос, сухожар, лампу, различные лаки и базы", – показывает рабочее место Валентин.
Парень из Нидерландов подарил скутер, на котором Валентин разъезжает по деревне, передал ноутбук и крутую подушку для коляски.

А еще год назад он встретил свою любовь – Елену.
Мечты жить самостоятельно
Познакомилась пара в TikTok. Девушка написала первой, и решили встретиться.
"Начали общаться, потом она ко мне приехала в Ольманы из Минска, встретились. Я к ней тоже приезжал. Мы много гуляли, ходили. Сейчас у нас отношения на расстоянии", – говорит Валентин.
Мечта парня – переехать в Минск. Там бы он смог найти клиентов и полноценно заниматься маникюром. В столице и больше возможностей для людей с инвалидностью.

Он хотел бы получить социальное жилье в Минске. Но это невозможно без регистрации – тоже не так просто. На пенсию по инвалидности в столице никак не выжить. Пока все это остается мечтой.

И надеется: может и здесь случится какое-то чудо?

>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber