Влад работает в сфере барберинга около трех лет. Начинал в коворкинге – снимал кресло на день, неделю или месяц и для повышения мастерства тренировался на друзьях. Стоимость услуг была в районе 10-15 рублей, и это устраивало обе стороны.
Закрытие коворкинга и советы друзей заставили искать что-то постоянное. Влад написал в несколько барбершопов. Ответили только два. В одном предложили должность администратора, на которой он на тот момент работал в тату-студии. Вторым оказался открывавшийся тогда "Хулиган".
"Я понимал, что мне как молодому специалисту будет проще начинать именно в новом заведении в среде энтузиастов. Когда клиент приходит впервые, ему еще неважно, к какому мастеру он идет", – объяснил свой выбор барбер.
За год у него появились постоянные посетители, некоторые уже даже стали друзьями. И сейчас при работе по десять часов четыре дня в неделю все время расписано.
Дважды в реку
Влад признался, что у него есть две истории, связанные с выбором профессии. В свое время он стригся у знакомого барбера на дому, но в какой-то момент к нему было сложно попасть.
"Решил поискать в соцсетях, для меня тогда были актуальны более бюджетные варианты. Наткнулся на рекламу о мастер-классе известного в этих кругах барбера Романа Соло. Посмотрел его стрижки – это было что-то космическое, особенно для человека, который привык ходить в "пятирублевку", – вспоминает Влад.
Именно тогда он впервые задумался, что можно попробовать себя в этом деле. Причем ему пришла идея совместить процесс с блогерством: снимать ролики и показывать, как он становится барбером. Все уперлось в не самое лучшее материальное положение, и от затеи пришлось отказаться.
Со временем Влад все же осознал, что неплохо было бы освоить какую-то профессию, чтобы не перебиваться временными и небольшими заработками. Мысль о барберинге не отпускала. Влад продал x-box, два горных велосипеда и пошел на курсы.
"Выбрал дорогие, правда, остался не очень доволен. Дали определенные знания, но в процессе я понял, что их недостаточно для работы именно на потоке с клиентами, у которых могут быть разные, зачастую нестандартные запросы", – обратил внимание собеседник.
По его словам, в среднем любые курсы стоят около тысячи рублей и длятся один-полтора месяца. Еще примерно столько же придется потратить на инструменты. Лучше сразу обзавестись своими, чтобы практиковаться вне обучения и работать после.
Сфера услуг требует психологической устойчивости
Подсчитать количество постоянных клиентов мастеру сложно, но, по примерным оценкам, к нему ходят около четырехсот человек.
Сфера парикмахерских услуг предполагает прямой контакт с человеком. Соответственно, существует вероятность конфликтных ситуаций. Но у Влада глобальных проблем в общении не возникает.
"Меня, наверное, жизнь всегда готовила к этому. Я раньше работал администратором, бариста, продавцом электронных сигарет, мне не надо было набираться опыта, я уже мог использовать накопленный", – полагает собеседник.
Влад рассказывает, что нюансы были в начале карьеры, когда он не совсем понимал, что человек хочет.
"Однако после двух лет работы на "потоке" я увидел достаточно, чтобы сейчас понимать, что хочет клиент, даже если он сам не может объяснить", – замечает барбер.
Влад производит впечатление крайне уравновешенного человека. По его словам, глобальных конфликтных ситуаций не возникало. В памяти всплыл лишь один эпизод, который выбил из колеи.
"Человек пришел во второй раз с небольшим промежутком по времени и сказал сделать "как обычно". Я вижу, что по форме выглядит как классическая прическа с короткой челкой. Я укоротил, а оказалось, что он привык ее зачесывать на бок", – рассказал Влад, отметив, что в итоге как-то скомбинировали и вышли из ситуации.
Он уточнил, что клиент опоздал на 20 минут, застрял в пробке. Владу пришлось сконцентрироваться на работе, чтобы успеть, и он все время молчал: "На меня это не похоже. В первый раз мы бурно обсуждали житейские темы. И человеку показалось, что я обижен. Но в конце мы все обсудили и разошлись в хорошем расположении духа, он мне даже на "чай" оставил".
У Влада есть четкое понимание, что в любой ситуации, кто бы ни был виноват, это станет минусом для барбера: он получит плохой отзыв и ничего не сможет сделать. А клиент пойдет к другому мастеру и все исправит. Поэтому наш герой старается избегать споров и стремится решать проблемы дипломатично.
Что бесит барберов?
К опозданиям клиентов Влад относится спокойно и всегда закладывает десять минут ко времени стрижки. Если человек придет в назначенный час, то появится возможность для передышки, что случается далеко не всегда.
Единственное, что не нравится нашему собеседнику: когда человек записывается и не приходит: "Это наш хлеб. Мастер теряет час. Особенно сложно в предпраздничные дни, часто приходится задерживаться из-за большого наплыва клиентов. И обидно, когда в середине дня образовалось "окно".
Релокация отсеяла треть клиентов
Интересуемся, как повлияли на индустрию происходящие события, и потерял ли барбер состоятельных клиентов из-за релокации. Влад опроверг устойчивое мнение, что в барбершопы ходят только богатые люди и исключительно айтишники. Они действительно составляют весомую часть, но среди клиентов нашего героя есть и простые рабочие. И часть из них также уехала за границу.
"Многие спрашивают, нет ли у меня знакомых мастеров в Литве или Германии. На основе того, что они рассказывают, я сделал вывод, что в Европе барберинг уже себя изжил и стал очень посредственным или слишком локальным. Там есть очень крутые барбершопы, но моим клиентам тяжело найти своего мастера, который пострижет как в Беларуси", – заметил собеседник.
По его примерным оценкам, за последние годы из-за релокации ушло около 30% постоянных посетителей. Но, что интересно, приезжая на время в Беларусь, они обязательно заходят в знакомый барбершоп.
Влад считает, что соответствующее отношение к делу все равно приведет к появлению новых клиентов. И знающий мастер сделает так, чтобы они остались.
Сколько зарабатывает барбер?
По словам Влада, как правило, все мастера в барбершопах работают на процентах. И заработок каждый месяц примерно одинаковый. Если есть какие-то просадки, он берет больше рабочих дней. Обычно заметно меньше посетителей после Нового года и в феврале.
"Хватает и для того, чтобы отложить. Можно оставаться барбером и уйти в колористику, что очень востребовано и хорошо оплачивается. Можно проводить мастер-классы и обучать людей. Многие специалисты зарабатывают уже на своем имени – становятся амбассадорами определенной косметики и получают определенный процент", – рассказал Влад.
Где и как стригутся барберы?
История про "сапожника без сапог" как никогда актуальна для барберов, ведь они не могут постричь себя сами. Но Влад говорит, что это не проблема. Он периодически приезжает на работу в свой выходной, чтобы просто провести время. И если у кого-то из коллег образуется "окно", можно воспользоваться их услугами.
"У меня есть коллега – Мурат. Работаем с ним с открытия и хорошо знаем, как стрижет каждый из нас. Часто перенимаем фишки друг у друга, поэтому наши стили во многом похожи, и у него я получаю то, что бы сделал и сам", – улыбаясь, замечает собеседник.
Относительно возможного соперничества среди барберов Влад высказывается очень спокойно. По его мнению, это нормально, когда есть соревновательный момент. А если у кого-то больше клиентов, значит, он этого заслуживает.
"Когда мы начинаем разбирать, видим, почему это происходит: мастер предлагает больше услуг, выполняет работу быстрее и качественнее, умеет найти подход к клиенту. Кто не хочет развиваться, тот в данной сфере просто долго не задерживается", – уверен собеседник.
Барбершопы не для избранных
Влад готов бороться со стереотипом, что барбершоп только для людей с хорошим достатком. На его взгляд, каждый человек хочет выглядеть лучше, как бы это не скрывал.
"Я живу за городом, у меня много друзей, можно сказать, из деревни. Они всегда стриглись очень коротко. Но однажды пришли ко мне, и теперь не могут ходить в обычную парикмахерскую, хотя это простые работяги.
Я считаю, стрижка – это обязательный минимальный уход за собой. И каждый способен зарабатывать так, чтобы тратить раз в месяц 35-40 рублей", – полагает собеседник.
Нет предела совершенству
Влад считает, что в Беларуси сегодня работает достаточно много барбершопов. И, пока клиентов хватает всем, не сформировалась та конкуренция, которая заставляла бы эту сферу быстро совершенствоваться: все работают по единой программе и предлагают одни и те же услуги, которые не сильно отличаются друг от друга.
"Я заметил, многие ребята выходят на стабильную клиентскую базу, начинают работать на поток и не развиваются. Мне кажется, люди устают еще больше от необходимости каждый день делать одни и те же стрижки. Человек начинает выгорать, и ему все сложнее ходить на монотонную работу", – говорит собеседник. Он предположил, что мастерам не хватает, скорее, внутренней конкуренции – с самими собой.
Поэтому Влад старается постоянно изучать что-то новое: массажи головы, эпиляции, маски. На вопрос, готов ли к этому белорусский клиент, собеседник, не задумываясь, отвечает, что все зависит от мастера: если он правильно преподнесет, люди захотят это попробовать.
Впрочем, наш герой не может не отметить, что развитие барбершопов в Беларуси так или иначе происходит, потому что в бизнес идут не только предприниматели, но и сами барберы. Некоторые салоны превратились чуть ли ни в студии и уже ведут полноценные видеоблоги.
Влад не скрывает, что он, как и любой барбер, работающий много лет, также думает, как уйти от большого потока. Наш герой мечтает о сети барбершопов, возможно, созданной совместными усилиями с кругом заинтересованных коллег и бизнес-партнеров. С учетом богатого опыта в общении с людьми нашему герою нравится думать о глобальной концепции, за всю команду. И путь к цели, в том числе, заставляет его постоянно совершенствовать свой навык.
>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber