В двадцати километрах от Минска располагается спортивный комплекс "Раубичи". Если с Витебской трассы свернуть вправо по указателю, мимо проехать невозможно: уже издалека виднеется главная примета – трамплин.
С этого трамплина уже давно никто не прыгает, но сооружение не сносят. То ли рассчитывают на возрождение в стране двух олимпийских видов спорта (прыжков с трамплина и лыжного двоеборья), то ли денег на демонтаж пока не нашли, то ли просто дорожат символом "Раубичей".
Впрочем, история и главные достижения спорткомплекса связаны с иным видом спорта – биатлоном. Для этого "Раубичи" 50 лет назад и строились.
Корреспондент портала Tochka.by – об основных событиях в жизни юбиляра.
Почему выбор пал на Раубичи
Все началось с решения, созревшего в 1972 году у руководства Международного союза современного пятиборья и биатлона. Было придумано в 1974-м впервые организовать чемпионат мира по биатлону в СССР.
Оно, конечно, почетно, но слишком ответственно и непонятно, потому что опыта проведения соревнований подобного масштаба в Советском Союзе не было.
Чемпионат страны тогда проходил в Мурманске, но это слишком суровое испытание. Требования Международной федерации были жесткие: мягкий климат при температуре воздуха не ниже -20°C, естественная пересеченная местность, не далее 30 километров или не более 30 минут езды от аэропорта и железнодорожного вокзала.
Думали-гадали спортивные чиновники и в конце концов обратили внимание на БССР. Приехали, осмотрелись, изучили окрестности белорусской столицы.
Сначала выбор пал на Логойск с его живописными холмами, потом решили заехать в деревню Раубичи, которая была ближе к Минску. Место понравилось.
Члены комиссии внесли свои предложения руководителю республики Петру Машерову, он согласился. После согласований с Москвой и руководством Международной федерации стало понятно: чемпионат мира пройдет именно в Раубичах.
Как нельзя проводить соревнования по биатлону
Места там, конечно, красивые, с холмистой местностью и особым микроклиматом, но никакой биатлонной трассы и в помине не было: сплошные леса.
Разработку проекта и общее руководство стройкой поручили директору института "Белгипроторг" Вальмену Аладову. Много лет спустя он вспоминал, что осуществить задуманное помог полученный карт-бланш: свои решения архитектор ни с кем не согласовывал.
А еще Вальмен Николаевич признавался, что о биатлоне тогда не знал ничего. Вместе с коллегой Михаилом Гординым они отправились в Мурманск посмотреть на то, как проходят соревнования.
Насмотрелись и поняли, что Всесоюзное первенство – плохой ориентир. Они не увидели ни гонку, ни стрельбу, потому что для зрителей условий не было никаких. Биатлонисты убежали в чистое поле, за ними на автобусе уехали судьи. На этом все.
В Минск Аладов и Гордин вернулись с твердым убеждением, что нужно построить объект, где будет удобно всем: спортсменам, тренерам, арбитрам, зрителям. До начала чемпионата мира оставалось меньше года.
Что удалось построить к чемпионату мира
Времени было мало. Но тем не менее проектанты и строители со сверхсложной задачей справились. Они сделали биатлонную трассу протяженностью 20 километров, два стрельбища (основное и запасное), судейский павильон с пресс-центром, гостиницу, установили огромное электронное табло.
По сути, именно в Раубичах впервые в мире построили биатлонный стадион. Удобный и комфортный. Болельщики получили возможность воочию наблюдать за борьбой сильнейших спортсменов мира, в том числе за результатами их выстрелов по мишеням.
Торжественное открытие спорткомплекса "Раубичи" состоялось 22 февраля 1974 года. Символический ключ от нового объекта строители вручили прославленному советскому биатлонисту Александру Тихонову.
Кто победил на первом чемпионате мира в "Раубичах"
Чемпионат мира (он был тринадцатым по счету) стартовал 26 февраля. Посмотреть за ходом соревнований приехало огромное количество зрителей: в некоторых источниках называется удивительная цифра: 100 тысяч человек. Люди стояли в несколько рядов вдоль всей трассы.
На домашнем чемпионате ожидалось, что безоговорочными лидерами во всех гонках будут исключительно советские стреляющие лыжники. Но общий медальный зачет выиграли представители Финляндии. Их лидер Юхани Суутаринен завоевал золото в индивидуальной гонке на 20 километров, а также в спринте на 10 километров.
Советская команда победила в эстафете 4×7,5 километров. Отличились Александр Тихонов, Александр Ушаков, Николай Круглов и Юрий Колмаков.
После завершения соревнований президент Международного союза современного пятиборья и биатлона Свен Альфред Тофельт сказал, что прошли они безупречно.
За что "Раубичи" получили золотой знак
Через восемь лет "Раубичи" вновь стали местом проведения чемпионата мира по биатлону. Накануне здесь установили новые мишени, новое электронное табло, трассу расширили.
Первую гонку едва не отменили, потому что ударил сильный мороз: -25℃. Народу в Раубичи приехало много, расстраивать людей никто не решился, поэтому организаторам пришлось немножко схитрить. Они записали в протоколе -19℃ и дали добро на начало состязаний.
Общий зачет выиграла команда из ГДР. У советских биатлонистов было две бронзовые награды. В спринте третьим финишировал Владимир Аликин. В эстафете вместе с ним на третью ступень пьедестала почета поднялись Анатолий Алябьев, Владимир Барнашов и Виктор Семенов.
После завершения чемпионата спортивный комплекс "Раубичи" получил золотой знак Международного союза пятиборья и биатлона.
Что делать, если нет снега
В 1990 году, во время третьего в истории "Раубичей" чемпионата мира, вновь случилась беда с погодой. Температура в феврале держалась плюсовая. Снег спешным порядком свозили из лесов и с колхозных полей. На помощь позвали военных.
20 февраля организаторы все же смогли провести индивидуальные гонки на 15 километров у женщин и 20 километров у мужчин.
Для советских биатлонистов все сложилось удачно. Светлана Давыдова и Елена Головина завоевали золотую и серебряную награды. У мужчин вообще весь пьедестал почета заняли представители СССР: Валерий Медведцев завоевал первое место, Сергей Чепиков – второе, Анатолий Жданович – третье.
Правда, к концу мужской гонки погода вообще разладилась: пошел дождь, термометр показал +10℃.
Оставшуюся часть программы соревнований провели в рамках Кубков мира: у женщин – в норвежском Холменколлене, у мужчин – в финском Контиолахти.
Кто тренируется в "Раубичах"
В 1996 году Международный союз биатлона присвоил спорткомплексу "Раубичи" категорию "А", выдав лицензию на проведение соревнований высшего уровня. Своеобразный знак качества.
Это место стало центром подготовки нескольких поколений белорусских биатлонистов. Здесь тренировались чемпионы и призеры Олимпийских игр: Дарья Домрачева, Надежда Скардино, Ирина Кривко, Динара Алимбекова, Светлана Парамыгина, Сергей Новиков, Алексей Айдаров, Антон Смольский.
Помимо трех чемпионатов мира в спорткомплексе провели четыре чемпионата Европы среди взрослых и два планетарных первенства среди юниоров. А еще два чемпионата мира по летнему биатлону.
"Раубичи" – это не только биатлон
В 1995 году в "Раубичах" прошли первые международные соревнования по фристайлу. И с тех пор, вплоть до санкций, они проводились здесь регулярно.
Ну и, конечно, местные трамплины многократно освоены героями Олимпиад фристайлистами Алексеем Гришиным, Дмитрием Дащинским, Антоном Кушниром, Аллой Цупер, Анной Гуськовой.
В разные годы спорткомплекс назывался по-разному, но с 1 января 2006 года это – Республиканский центр олимпийской подготовки по зимним видам спорта "Раубичи".
Под его патронажем биатлон, фристайл, лыжные гонки, горнолыжный спорт, хоккей, конькобежный спорт, фигурное катание, прыжки на лыжах с трамплина и лыжное двоеборье.
А еще здесь проходят соревнования ездовых собак, лесорубов, любителей бега, а также дрифта.
Что останется в истории
Именно в "Раубичах" по инициативе Дарьи Домрачевой трижды прошел фестиваль "Гонка легенд – звезды биатлона за мир". И именно здесь четырехкратная олимпийская чемпионка и ее подруга Надежда Скардино попрощались со спортом.
За первые 50 лет "Раубичи" ничуть не состарились. Их все время модернизируют, оснащают новым оборудованием, улучшают внешний вид, омолаживают.
Ну, разве что трамплин пришел в негодность. Но и с ним, наверняка, придумают, что сделать.
Впрочем, даже он навсегда останется в истории. Его изображение запечатлено на бумажной денежной купюре в пять миллионов рублей. Это – самый большой номинал за всю историю белорусских денег. "Раубичи" и здесь отличились.