
Не всякий минчанин сегодня знает, что ранее Октябрьская площадь называлась Центральной. На ней было много зелени, а проекты архитекторов-современников могли сделать это место по-настоящему европейским.
Вмешались война, культ Сталина и запрос коммунистической идеологии на грандиозное пространство для пафосных мероприятий.
Бывающий мрачным вид Октябрьской площади компенсируют Дворец профсоюзов со спорным современным "соседом", Александровский сквер напротив, ночная подсветка и знание о скрытой аутентичной застройке позади – на улице Интернациональной.
Линия партии
Несмотря на статус центральной, Октябрьскую площадь по меркам европейских столиц даже сейчас можно считать относительно молодой. Она фактически создавалась с нуля после Великой Отечественной войны.

В 1944 году, через месяц после освобождения, восстанавливать Минск приехала целая команда, в том числе Алексей Щусев – автор мавзолея и гостиницы "Москва".
Был в этой группе и Иосиф Лангбард, который формировал новое лицо белорусской столицы в 1930-е.
По эскизу коллектива архитекторов был разработан генеральный план города. Но центральное ядро вокруг будущей Октябрьской долго оставалось несогласованным. Даже организовали конкурс с задачей определить габариты площади и архитектурный ансамбль.

Для понимания: современная Октябрьская площадь занимает 3,5 га.
В итоге жюри все конкурсные предложения отвергло, но стало понятно, в каком направлении двигаться.
Когда в 1948 году полным ходом шла застройка первого отрезка главного проспекта, был проведен второй конкурс, но в уже определенных границах.
Свобода творчества ограничивалась идеологическим запросом на создание образцово-показательного социалистического города.
В окружении Центральной площади планировалось сосредоточить ключевые правительственные здания, дополнив уцелевший Дом Красной армии (сейчас – Дом офицеров) и Центральный комитета КП(б)Б (Администрация президента).
Поэтому реальность оказалась другой. Из запланированных объектов ничего построено не было. Зато в 1952 году здесь не забыли поставить памятник Сталину.

На пустующем месте вскоре разбили минималистичные газоны с кустами. И в 1950-е разбавили пустоту Дворцом профсоюзов.

Свято место пусто не бывает
Когда начали строить метро, площадь перестала быть ключевой в организации парадов (эстафета вернулась к площади Ленина). А с открытием станции в 1984 году Центральная стала Октябрьской.
По некоторым данным, идея строительства Дворца Республики принадлежала руководителю БССР того времени – Петру Машерову.


В 1998-м "центральности" Октябрьской добавила установка знака "Нулевой километр".

Яркости центральной площади Минска временно добавляют световые инсталляции и елка, которые ставят к Новому году.

Вывод может быть один: каким бы ни было прошлое и настоящее той или иной архитектурной среды, будущие поколения всегда способны внести свою лепту.
>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber