Полеты Superjet 100 могут прекратиться – что случилось

Олег Шепелюк
Российской промышленности впору задуматься о выпуске сертифицированных аналогов американских свечей зажигания  – это как минимум.
Полеты Superjet 100 могут прекратиться – что случилось
Фото: Media_works / Shutterstock.com

Самый современный российский самолет, который должен был стать основным при выполнении среднемагистральных полетов авиакомпаниями России, вполне возможно станет на прикол.

Все дело в том, что "российский" самолет состоит из множества деталей, которые в самой РФ не производят. И после ввода санкций не поставляют в Россию. Одна из таких деталей – американские свечи зажигания для российско-французских моторов SaM146. Об их дефиците рассказали в шести авиакомпаниях, эксплуатирующих такие самолеты.

Проблема повсеместная

Поздравляя работников авиаотрасли со столетним юбилеем оной, Владимир Путин 9 февраля 2023 года заявил, что "Государство и впредь будет уделять приоритетное внимание развитию гражданского воздушного флота, укреплению межрегиональных транспортных связей, совершенствованию инфраструктуры комплекса, открытию новых, перспективных авиамаршрутов".

Не прошло и недели с его выступления, как возникли проблемы с "гордостью российского авиапрома" – первым российским пассажирским самолетом со времен распада СССР, пишет РБК.

В перспективе проблема со свечами зажигания может сказаться на интенсивности полетов Sukhoi Superjet 100 – ближне- и среднемагистрального пассажирского самолета, предназначенного для перевозки от 87 до 108 пассажиров на дальность 3050 или 4600 км.

Чтобы ее не возникло, "Ростех" обещает выпустить российские свечи уже в 2023 году. Пока же приходится писать письма в Минпромторг РФ, с надеждой на решение проблемы. Так сделали представители нескольких авиакомпаний, в том числе и первый заместитель гендиректора "ИрАэро" Владимир Панфилов.

У РБК есть копия его письма, датированного 16 февраля, в котором он сообщает, что сложившаяся ситуация ведет к риску остановки части парка Superjet "в течение ближайшего времени и постепенному полному прекращению полетов всего парка воздушных судов".

"Это ставит под угрозу выполнение программы полетов по перевозке пассажиров, в том числе социально значимых", – предупредил власти Панфилов, слова которого РБК подтвердил и гендиректор "ИрАэро" Юрий Лапин.

Гордости не хватает импортных составляющих

С 2007 года было выпущено 230 Sukhoi Superjet 100. Но все они, являясь официально "российскими", почти полностью состоят из импортных запчастей. Которые официально, после ввода санкций, в РФ поставлять нельзя. И наверняка есть проблема не только со свечами зажигания. Но пока озвучена только она.

Тот же председатель совета директоров авиакомпании "Азимут" Павел Удод подтвердил, что дефицит новых свечей зажигания есть, и он достаточно серьезный. По его словам, промышленность предложила несколько вариантов решения проблемы, но пока хотя бы один из них не будет сертифицирован, Азимут", у которого в парке 16 таких самолетов, не намерен увеличивать налет Superjet в летний сезон.

По данным Telegram-канала "Авиаторщина", с дефицитом столкнулся даже крупнейший оператор Superjet — авиакомпания "Россия" (входит в группу "Аэрофлот"), которая в весенне-летнем расписании будет летать только на 40% Superjet из общего парка в 76 бортов. В пресс-службе "России" отказались комментировать эту тему.

Фото: Sergey Denisenko / Shutterstock.com

Источники в других компаниях также заявили РБК, что если российская промышленность не начнет выпускать сертифицированные аналоги американских свечей зажигания, то перевозчикам придется останавливать эксплуатацию Superjet.

"Работа по импортозамещению востребованной номенклатуры изделий, включая свечи зажигания, ведется. Российский аналог свечей находится в производстве. Предприятия промышленности принимают все необходимые меры для обеспечения ими эксплуатантов", – уверили в пресс-службе Минпромторга.

Даже с Superjet до Турции не долететь

Отметим, что по рекомендации разработчика, свечи Unison Industries необходимо менять при достижении наработки 1 тысячи циклов (взлетов-посадок), то есть эти изделия, которые раньше стоили 1-2 тысячи долларов, считались расходным материалом.

После введения санкций в марте 2022-го (был введен запрет на поставки самолетов и запчастей) российские авиакомпании снабжала американскими свечами со своих складов "ОДК-Сатурн". Но они заканчиваются, ведь за 11 месяцев власти не озаботились проблемой, которая подкралась незаметно, хотя была видна издалека: "ОДК-Сатурн" больше не в состоянии оказывать данную услугу", пишет Панфилов в письме в Минпромторг.

Всего в России 12 авиакомпаний, эксплуатирующих Superjet, у которых в общей сложности 160 таких самолетов, сообщили в Росавиации. И "гордость российского авиапрома" очень важен для отрасли после ввода санкций. Это подчеркнул директор по развитию воздушного транспорта Центра экономики инфраструктуры (ЦЭИ) Александр Терентьев.

"В прошлом году налет Superjet серьезно вырос. Прежде всего за счет международных рейсов и увеличения доли региональных внутренних перевозок", – объяснил он. Около 30% доступных для полетов Superjet авиакомпании предпочитали в 2022 году эксплуатировать на международных авиалиниях, так как этот самолет "остается одним из немногих, не попавших ни под какие санкции", отметила акционер S7 Group Татьяна Филева.

Но теперь, после того, как Турция ввела запрет на обслуживание самолетов из Беларуси и России, вполне вероятно, что доля международных полетов Superjet упадет. Ведь пока 70% компонентов в "российском" самолете импортные.

Инфографика: ОАК
И основная рабочая лошадка российских авиалиний, как назвали этот самолет в "Ростехе", будет бороздить преимущественно отечественные трассы.

Отметим, что в прошлом году представители различных российских авиакомпаний заявляли о том, что после запрета поставок в РФ запчастей "каннибализация" иностранных самолетов станет повсеместной. Если осенью так и не случится "промышленного суверенитета" в авиапроме, то и "российский" Superjet встанет на прикол рядом с Boeing и Airbus.

>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки