Полный foolproof: как в самолете и обществе работает "защита от дурака"

Дмитрий Растаев
Колумнист Tochka.by Дмитрий Растаев размышляет об универсальном принципе безопасности.
Полный foolproof: как в самолете и обществе работает "защита от дурака"
Фото: Skycolors / Shutterstock.com

В 60-е годы прошлого века, когда в жизнь ворвался научно-технический прогресс, среди интеллектуалов ходила шутка: "На заводе будущего работать будут машины, один человек и одна собака. Человек будет кормить собаку, а собака – не подпускать человека к машинам".

Бородатые шутники даже не подозревали, что в это же время на другом конце света, глядя, как бойко совершенствуются машины и как упорно не хочет совершенствоваться человек, инженер японского концерна Toyota Сигэо Синге сформулировал принцип, который впоследствии стал конструктивной особенностью всех более-менее сложных механизмов.

В то время у концерна случалось много брака. Выяснилось, что рабочие иногда неправильно проводят сборку, вставляя не те детали, не туда и вообще не так, как надо. Решение проблемы было изящным: по совету Синге компания начала производить разные детали для разных механизмов, которые по форме и размеру подходили только к устройствам определенных моделей.

Количество брака на этапе сборки тут же снизилось – собрать механизм неправильно стало просто невозможно. Принцип этот был назван пока-екэ – "защита от ошибки". В английском языке он имеет название foolproof – "непроницаемый для дурака". В русском языке его называют "защитой от дурака".

С простейшей защитой от дурака сталкивается каждый, даже в повседневной жизни. Например, когда хочет искупаться: во всех современных ваннах есть отверстия перелива, расположенные у верхней кромки. Или вот sim-карта: ее угол не просто так срезан – это позволяет вставлять ее в слот единственно правильным образом.

Фото: Vera Aksionava / Shutterstock.com
Есть и более сложные фулпруфы. Например, в автобусах педаль газа блокируется при открытой двери. Форма разъемов на материнской плате компьютера не позволяет установить на нее процессор неправильно или установить несовместимый. Поезд метро, чей машинист проигнорировал красный сигнал семафора, все равно остановится, благодаря специальному устройству, включающему тормоз.

Однако защита от дурака актуальна не только для механизмов.

Правило двух человек

В авиации давно известно такое печальное явление, как пилоты-самоубийцы – и речь сейчас не о японских камикадзе. Бывали случаи, когда и гражданские летчики по каким-то личным причинам сознательно губили свои самолеты.

В 1972 году, поссорившись с женой, пилот без разрешения диспетчера поднял в небо Ан-2 и протаранил им собственный дом в Ворошиловграде. В 1976 году пилот так же самовольно взлетел на Ан-2, после чего направил его на квартиру своей бывшей супруги в Новосибирске. В 1977 году экс-сотрудник австралийской авиакомпании Connellan Airways, рассерженный за свое увольнение, врезался на самолете Baron-58 в ее здание.

Долгое время подобные инциденты касались лишь малой авиации, где пилот может управлять самолетом вручную. На крупных авиалайнерах такое было невозможно, поскольку в кабине всегда находилось несколько человек – кроме двух пилотов еще бортинженер, а иногда и штурман – так что если бы кто-то один задумал угробить судно, ему бы просто не дали этого сделать. Но самолеты совершенствовались, многие системы, обсуживаемые людьми, были автоматизированы, надобность в лишних членах экипажа отпала, и самолетами стали управлять два человека. Тут-то и начались масштабные трагедии.

19 декабря 1997 года Boeing 737-36N авиакомпании SilkAir выполнял рейс по маршруту Тангеранг-Сингапур, но через 35 минут после взлета командир отключил бортовые самописцы и обманом заставил второго пилота покинуть кабину. После этого он запер дверь и направил самолет к земле. Предполагается, что сделал он это из-за того, что был по уши в долгах.

8 марта 2014 года через 40 минут после взлета перестал выходить на связь авиалайнер Boeing 777-200ER авиакомпании Malaysia Airlines, выполнявший рейс из Куала-Лумпура в Пекин. Судьба его до сих пор остается неизвестной, но в отчете международной следственной группы сказано, что ряд признаков "неопровержимо указывают на противоправное вмешательство, в результате которого перестали работать системы связи". Эксперты полагают, что оставшись в кабине один, командир намеренно погубил самолет, развернув его к океану.

Фото: Lukas Gojda / Shutterstock.com
Но поворотной точкой стала авиакатастрофа, произошедшая 24 марта 2015 года. Авиалайнер Airbus A320-211 авиакомпании Germanwings летел из Барселоны в Дюссельдорф. Через 30 минут после взлета самолет внезапно начал снижение и еще через 10 минут врезался в горный склон. Выяснилось, что, когда командир покинул кабину, второй пилот, страдавший депрессией, умышленно направил самолет на горы.

Именно после этой трагедии многие авиакомпании мира начали вводить "правило двух человек", которое к тому времени уже действовало в США: стюардесса или другой член экипажа всегда должны занимать место пилота в кабине, если тот покидает ее по каким-то причинам. А вообще правило двух человек – обычная практика безопасности там, где от решения одного человека зависит слишком многое.

Foolproof всея Земли

Всем известна хрестоматийная фраза Черчилля о том, что "демократия – наихудшая форма правления, если не считать всех остальных". Увы, политики некоторых стран догоняют лишь первую ее часть. Слово "демократия" в таких странах – чуть ли не официальное ругательство. А между тем развитые демократические институты – это такой своеобразный foolproof для всей страны. Ведь современная государственная машина сложнее любого авиалайнера, и на борту ее находится куда больше пассажиров.

Человечество тысячелетиями жило в условиях, когда судьбы целых стран и народов могли зависеть от недоброй воли одного единственного человека. Лишь в Новое время забрезжило понимание, что дальше так жить нельзя. В последние сто лет это понимание только усилилось: научно-технический прогресс стал источником многих благ – но он же способен стать грозным оружием в нечистоплотных руках, если эти руки некому будет одернуть.

Показательный образчик институциональной "защиты от дурака" – американская демократия, где система сдержек и противовесов выстроена так, что даже самый хитровывернутый жук не сможет загнать ее во мрак диктатуры.

В США каждая из ветвей власти независима, формируется за редкими исключениями на выборной основе и не имеет подавляющего преимущества над другими. В законодательстве страны закреплены меры, не допускающие узурпацию власти какой-то одной ветвью. А если одна из них все же пойдет в раскоряк, две другие ее быстро сбалансируют. Жизнеспособность этой системы отлично показала себя в дни правления Трампа, когда его сомнительные указы без проблем блокировались федеральными судьями.

А вот страны, пренебрегающие демократией или занимающиеся ее имитацией, подобны сложным механизмам, не имеющим защиты от дурака: всегда есть опасность, что какой-нибудь обладатель не слишком доброй воли и не шибко большого ума, оказавшись у власти, и их самих поставит на уши, и окружающим доставит массу хлопот.

Учитывая ядерный фактор, а также стремительное развитие искусственного интеллекта, такая опасность вырастает в разы и принимает глобальный характер. Думаю, 21-й век будет посвящен решению именно этой проблемы: как установить надежный foolproof на общепланетарном уровне. Иначе человечеству будет трудно двигаться дальше.

>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки