
В 60-е годы прошлого века, когда в жизнь ворвался научно-технический прогресс, среди интеллектуалов ходила шутка: "На заводе будущего работать будут машины, один человек и одна собака. Человек будет кормить собаку, а собака – не подпускать человека к машинам".
Бородатые шутники даже не подозревали, что в это же время на другом конце света, глядя, как бойко совершенствуются машины и как упорно не хочет совершенствоваться человек, инженер японского концерна Toyota Сигэо Синге сформулировал принцип, который впоследствии стал конструктивной особенностью всех более-менее сложных механизмов.
В то время у концерна случалось много брака. Выяснилось, что рабочие иногда неправильно проводят сборку, вставляя не те детали, не туда и вообще не так, как надо. Решение проблемы было изящным: по совету Синге компания начала производить разные детали для разных механизмов, которые по форме и размеру подходили только к устройствам определенных моделей.
Количество брака на этапе сборки тут же снизилось – собрать механизм неправильно стало просто невозможно. Принцип этот был назван пока-екэ – "защита от ошибки". В английском языке он имеет название foolproof – "непроницаемый для дурака". В русском языке его называют "защитой от дурака".
С простейшей защитой от дурака сталкивается каждый, даже в повседневной жизни. Например, когда хочет искупаться: во всех современных ваннах есть отверстия перелива, расположенные у верхней кромки. Или вот sim-карта: ее угол не просто так срезан – это позволяет вставлять ее в слот единственно правильным образом.

Однако защита от дурака актуальна не только для механизмов.
Правило двух человек
В авиации давно известно такое печальное явление, как пилоты-самоубийцы – и речь сейчас не о японских камикадзе. Бывали случаи, когда и гражданские летчики по каким-то личным причинам сознательно губили свои самолеты.
В 1972 году, поссорившись с женой, пилот без разрешения диспетчера поднял в небо Ан-2 и протаранил им собственный дом в Ворошиловграде. В 1976 году пилот так же самовольно взлетел на Ан-2, после чего направил его на квартиру своей бывшей супруги в Новосибирске. В 1977 году экс-сотрудник австралийской авиакомпании Connellan Airways, рассерженный за свое увольнение, врезался на самолете Baron-58 в ее здание.
Долгое время подобные инциденты касались лишь малой авиации, где пилот может управлять самолетом вручную. На крупных авиалайнерах такое было невозможно, поскольку в кабине всегда находилось несколько человек – кроме двух пилотов еще бортинженер, а иногда и штурман – так что если бы кто-то один задумал угробить судно, ему бы просто не дали этого сделать. Но самолеты совершенствовались, многие системы, обсуживаемые людьми, были автоматизированы, надобность в лишних членах экипажа отпала, и самолетами стали управлять два человека. Тут-то и начались масштабные трагедии.
19 декабря 1997 года Boeing 737-36N авиакомпании SilkAir выполнял рейс по маршруту Тангеранг-Сингапур, но через 35 минут после взлета командир отключил бортовые самописцы и обманом заставил второго пилота покинуть кабину. После этого он запер дверь и направил самолет к земле. Предполагается, что сделал он это из-за того, что был по уши в долгах.
8 марта 2014 года через 40 минут после взлета перестал выходить на связь авиалайнер Boeing 777-200ER авиакомпании Malaysia Airlines, выполнявший рейс из Куала-Лумпура в Пекин. Судьба его до сих пор остается неизвестной, но в отчете международной следственной группы сказано, что ряд признаков "неопровержимо указывают на противоправное вмешательство, в результате которого перестали работать системы связи". Эксперты полагают, что оставшись в кабине один, командир намеренно погубил самолет, развернув его к океану.

Именно после этой трагедии многие авиакомпании мира начали вводить "правило двух человек", которое к тому времени уже действовало в США: стюардесса или другой член экипажа всегда должны занимать место пилота в кабине, если тот покидает ее по каким-то причинам. А вообще правило двух человек – обычная практика безопасности там, где от решения одного человека зависит слишком многое.
Foolproof всея Земли
Всем известна хрестоматийная фраза Черчилля о том, что "демократия – наихудшая форма правления, если не считать всех остальных". Увы, политики некоторых стран догоняют лишь первую ее часть. Слово "демократия" в таких странах – чуть ли не официальное ругательство. А между тем развитые демократические институты – это такой своеобразный foolproof для всей страны. Ведь современная государственная машина сложнее любого авиалайнера, и на борту ее находится куда больше пассажиров.
Человечество тысячелетиями жило в условиях, когда судьбы целых стран и народов могли зависеть от недоброй воли одного единственного человека. Лишь в Новое время забрезжило понимание, что дальше так жить нельзя. В последние сто лет это понимание только усилилось: научно-технический прогресс стал источником многих благ – но он же способен стать грозным оружием в нечистоплотных руках, если эти руки некому будет одернуть.
Показательный образчик институциональной "защиты от дурака" – американская демократия, где система сдержек и противовесов выстроена так, что даже самый хитровывернутый жук не сможет загнать ее во мрак диктатуры.
В США каждая из ветвей власти независима, формируется за редкими исключениями на выборной основе и не имеет подавляющего преимущества над другими. В законодательстве страны закреплены меры, не допускающие узурпацию власти какой-то одной ветвью. А если одна из них все же пойдет в раскоряк, две другие ее быстро сбалансируют. Жизнеспособность этой системы отлично показала себя в дни правления Трампа, когда его сомнительные указы без проблем блокировались федеральными судьями.
А вот страны, пренебрегающие демократией или занимающиеся ее имитацией, подобны сложным механизмам, не имеющим защиты от дурака: всегда есть опасность, что какой-нибудь обладатель не слишком доброй воли и не шибко большого ума, оказавшись у власти, и их самих поставит на уши, и окружающим доставит массу хлопот.
Учитывая ядерный фактор, а также стремительное развитие искусственного интеллекта, такая опасность вырастает в разы и принимает глобальный характер. Думаю, 21-й век будет посвящен решению именно этой проблемы: как установить надежный foolproof на общепланетарном уровне. Иначе человечеству будет трудно двигаться дальше.
>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber