
С такой внешностью и такими манерами он вряд ли мог играть рабочих и крестьян – только аристократов.
Его Гамлет – один из лучших в истории мирового кинематографа. Или Порфирий Петрович в "Преступлении и наказании", Сальери в "Маленьких трагедиях", Константин Циолковский в "Укрощении огня" – это все вершины исполнения, покорить которые смогли бы немногие. Он справился блестяще.
К 100-летию Иннокентия Смоктуновского корреспондент Tochka.by собрал интересные факты из жизни выдающегося актера театра и кино, который утверждал, что по крови он белорус.
То ли поляк, то ли белорус
Прадед Иннокентия служил егерем в Беловежской пуще и носил фамилию Смоктунович. В царские времена он вроде бы случайно застрелил зубра, но за это всю семью выслали в Сибирь.
Есть, правда, и другая версия, что прадеда сослали за участие в восстании 1863 года. Исследователи биографии актера утверждают, что Иннокентий Михайлович поначалу указывал в анкетах, что по национальности он поляк, а с 1964 года писал, что белорус.
Родился он 28 марта 1925 года в селе Татьяновке Томской области. Был вторым из шестерых детей. Летом 1929-го отец перевез семью в Томск, а потом в Красноярск.
Папина родная сестра взяла к себе Иннокентия и его брата Володю, чтобы спасти от голода. Брат вскоре умер. Кеша нередко промышлял воровством на базаре, за что был неоднократно бит. Однажды его так сильно поколотили, что мальчишка стал хуже видеть. Проблема с глазами преследовала Смоктуновского всю жизнь.
"Рядом со мной падали и умирали люди…"
С началом войны отец Иннокентия ушел на фронт. Он погиб в августе 1942 года.
Мальчик в это время поступил в фельдшерско-акушерское училище и сразу же на курсы киномехаников, в статисты Красноярского драмтеатра.
Спустя годы актер признался, что научился тогда подделывать театральные билеты. На их покупку денег не хватало, а жить без театра он уже не мог.
В 1943-м Иннокентия призвали в армию. Сначала отправили в Киевское пехотное училище (тогда оно базировалось в Ачинске), а оттуда в срочном порядке в звании рядового – на Курскую дугу, где шли кровопролитные бои.
Он потом удивлялся, что уцелел и даже ни разу не был ранен: "Когда я был на фронте, рядом со мной падали и умирали люди, а я жив… Я ведь тогда еще не успел сыграть ни Мышкина, ни Гамлета, ни Чайковского – ничего! Судьба меня хранила..."

В декабре 1943 года под Киевом младший сержант Смоктунович попал в плен. Месяц провел в лагерях для военнопленных в Житомире, Шепетовке, Бердичеве, а 7 января 1944-го бежал.
"Спрятался под мост, пережидая день и вдруг увидел, как прямо на меня идет немецкий офицер, дежуривший на мосту. Но перед тем как глазами наткнуться на беглого пленника, он неожиданно поскользнулся и упал. А когда встал, то, отряхиваясь, прошел мимо и лишь потом снова стал смотреть по сторонам..." – вспоминал артист в мемуарах.
Обессиленного, его подобрала и спрятала сердобольная украинская женщина. Откормив, отправила парня к партизанам, которые помогли Иннокентию перейти линию фронта.
Смоктунович затем принимал участие в освобождении Варшавы. При прорыве вражеской обороны в районе деревни Лорцин отделение автоматчиков, которым командовал Иннокентий, ворвалось в траншеи противника и уничтожило около 20 немцев. Смоктуновича наградили медалью "За отвагу".
Он прошел через войну целым и невредимым. Вспоминал, что из 130 однополчан в живых остались только четверо.
Во время войны Смоктунович попал в списки пропавших без вести. Скорее всего, это случилось, когда он был в плену. Это обстоятельство аукалось Иннокентию и позже.
Почему актер сменил фамилию
После войны побывавшему в плену Смоктуновичу запретили проживать в 39 городах СССР. Сперва он отправился работать в Красноярскую драмстудию при театре, позже уехал в Норильск.
Именно там актер сменил фамилию. Руководитель театра предложил взять фамилию Славянин. Смоктунович решил слегка изменить свою собственную – и стал Смоктуновским.
Правда, биограф актера томский журналист Виктор Нилов считает, что обстоятельства смены фамилии были иными. Смысл состоял в том, чтобы скрыть факт о том, что родственники Иннокентия Михайловича были репрессированы. Его деда реабилитировали только в 1988 году.
"С таким фактом в биографии он (Смоктуновский) не попал бы ни в один московский театр…" – считает Нилов.

В столице его не брал ни один из театров. Слишком нестандартной, негероической была внешность актера. Она не подходила для спектаклей, которые тогда ставились.
Но счастье все же улыбнулось: Смоктуновский устроился в театр имени Ленинского комсомола (Ленком), а уже оттуда перекочевал в Театр-студию киноактера.
И Моцарт, и Сальери
Поворотной в карьере Иннокентия Смоктуновского стала роль князя Мышкина в спектакле Георгия Товстоногова "Идиот". Премьера состоялась 31 декабря 1957 года. Игру Смоктуновского высоко оценили критики, публика приняла с восторгом.
После этого предложения главных ролей от ведущих кинорежиссеров страны просто обрушились на актера.
Одной из важных вех стал фильм 1961 года Михаила Ромма "Девять дней одного года" о молодых физиках-ядерщиках.
Алексей Баталов играл одержимого практика-экспериментатора Гусева, Иннокентий Смоктуновский – прагматичного физика-теоретика Куликова.
Критики писали, что Куликова сыграл актер, облик которого всегда "предполагает или какое-то скрытое душевное страдание, или мучительно трудный путь, предшествующий благополучию".
А режиссер был благодарен судьбе за то, что "нашелся такой актер, как Смоктуновский, с его поразительным инстинктом". Попадание в образ было стопроцентным.
В 1962 году Иннокентий Михайлович сыграл Моцарта в телепостановке оперы Николая Римского-Корсакова "Моцарт и Сальери" по одноименному сочинению Александра Пушкина.
Интересно, что Смоктуновский изображал в кадре пение, но зрители слышали записанные заранее вокальные партии Сергея Лемешева. Волшебная сила телевидения!
В 1979 году Иннокентию Михайловичу довелось сыграть уже Сальери. Режиссер Михаил Швейцер создал трехсерийный телевизионный цикл под названием "Маленькие трагедии".
В этот раз Смоктуновскому петь не довелось: в фильме он своим голосом произносил стихотворный текст Пушкина.
Лучший Гамлет – Смоктуновский
К 400-летию Уильяма Шекспира режиссер Григорий Козинцев решил снять фильм "Гамлет". Роль принца Датского доверили Иннокентию Смоктуновскому. Козинцев уже давно приметил этого актера с его ярко выраженной творческой индивидуальностью и душевной тонкостью.
Ради Гамлета Иннокентий Михайлович отказался от главной роли в "Андрее Рублеве" режиссера Андрея Тарковского и от образа Андрея Болконского в "Войне и мире" Сергея Бондарчука. Козинцев терпеливо объяснял Смоктуновскому, что, возможно, это будет его главная роль в жизни.
Советский "Гамлет" получил затем специальный приз Венецианского кинофестиваля и главный приз Фестиваля шекспировских фильмов.
Любопытно, что на Гамлета Смоктуновский замахнулся дважды. В фильме "Берегись автомобиля" он сыграл Юрия Деточкина, который в любительском театре репетировал роль принца Датского.
Это явно был шутливый намек режиссера Эльдара Рязанова. Ведь он неслучайно сделал Деточкина странноватым, наивным человеком, который остро чувствовал несправедливость и пытался бороться с ней. Вот прямо Гамлет наших дней.
Иннокентий Смоктуновский с его интеллигентной внешностью и глубокими страдающими глазами подошел на эту роль как никто другой.
"Моя фамилия вам ни о чем не скажет"
Вспомним также небольшую роль актера в фильме Владимира Меньшова "Москва слезам не верит". По сюжету, действие происходит в 1957 году. Героини фильма после творческой встречи с поэтом Андреем Вознесенским отправляются посмотреть на звезд Московского кинофестиваля.
Перед ними проходят известные актеры того времени: Георгий Юматов, Леонид Харитонов, Татьяна Конюхова… И вдруг на дорожке появляется некий не известный девушкам артист. Героини уговаривают его назвать свое имя. "Моя фамилия вам ни о чем не скажет. Смоктуновский", – отвечает он.
Современные зрители в этом месте обязательно улыбаются или даже смеются. На это режиссер и рассчитывал. Потому что Иннокентий Смоктуновский, которого в конце 1950-х годов мало кто знал, за годы творческой карьеры вырос в актера мировой величины.
Со временем он стал главным интеллигентом и интеллектуалом советского экрана. Таким и запомнился.
Иннокентий Михайлович Смоктуновский умер 3 августа 1994 года на 70-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
По воспоминаниям близких, в одной из последних бесед Смоктуновский произнес: "Нельзя одолеть роль, не отправив свое сердце в нокаут".
>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber