Проявляют сверхспособности: тренер рассказала о работе с детьми-аутистами

Николай Михновец
Тема воспитания детей с аутизмом вызвала отклик у читателей Tochka.by. Решили продолжить, обратив внимание на одну из ключевых составляющих развития особенных малышей – занятие спортом. Узнали у тренера по гимнастике об особенностях работы с такими детьми.
Проявляют сверхспособности: тренер рассказала о работе с детьми-аутистами
Фото: Fachry Zella Devandra/Unsplash.com

Марина – мастер спорта по спортивной гимнастике. И на тренерском поприще трудится уже давно. Работать с особенными детьми она начала год назад: коллеги по цеху уехали за границу и передали своих воспитанников, оставив рекомендации и тренеру, и родителям.

С тех пор собеседница проводит занятия с тремя учениками: девочкой 13-ти лет, 12-летним мальчиком и пятилетним малышом. Речь идет об аутизме легкой формы, дети не проявляют агрессию к другим. Браться за более "сложных" ребят нашей героине не позволяло чувство ответственности и отсутствие такого рода опыта.

Профессиональный вызов

Наставница и сегодня не готова увеличивать количество воспитанников, хотя просились многие родители. Тренер руководствуется логикой, что лучше усиленно уделит внимание нескольким, чем рассеет его среди многих. Да и дело это весьма непростое. Даже будучи в одиночестве иной раз они могут начать резко возбуждаться, нервничать, кричать, биться головой о стену, бросаться на пол, плеваться. Нечасто, но такое бывало.

С другой стороны, они чувствуют человечное отношение и привыкают, тянутся к людям, которые проводят с ними время. В какой-то момент ребенок начал интересоваться, как дела у наставницы и ее дочери.

Со слов других тренеров Марина знает, что особенные воспитанники могут "дать бычка", пинаться ногами, выкручивать руки до того, что, например, коллега надорвала связку и какое-то время проходила в гипсе. Ребенок вырывался, хотел убежать на улицу: чтобы не допустить этого, тренеру пришлось "пожертвовать" рукой.

Что касается материального аспекта, то, конечно, работа с такими детьми обходится дороже. Разница небольшая: если занятие с обычным ребенком стоит 20 рублей, то с особенным – 35. Но надо понимать, что с детьми-аутистами это сугубо индивидуальные занятия. Они могут испугаться, например, громкой музыки или большого скопления детей.

Фото: Baylee Gramling/Unsplash.com

Из рассказов коллег специалист знает, что иногда и родители ведут себя не очень адекватно. Случаи единичны, но в эти моменты кажется, что мамы похожи на своих детей: агрессивны, шумны, требуют какого-то особенного к себе отношения и намекают, что тренеры должны работать бесплатно. Иногда еще и поэтому специалисты не берутся работать с детьми, чьи родители зачастую кажутся не менее сложными.

Марина узнала у знакомых, что в ОАЭ 40 минут работы с такими детьми стоят $140. Понятно, что уровень доходов несопоставим и там требуется хорошее знание английского, но это лишь доказывает, что белорусские тренеры делают это не из-за денег.

"Я просто люблю детей. И мне очень хотелось помочь родителям. Плюс это был своего рода профессиональный вызов – стало интересно, смогу ли я. А самое главное сейчас – я вижу результат. Мне даже казалось, что такого быть не может. Они делают сложные координационные упражнения, которые не всякий обычный ребенок способен выполнить", – рассказала собеседница.

Сложно держать в "ежовых рукавицах"

Тренер призналась, что эти дети достаточно легко поддаются обучению. И ей хочется вложить максимум жизненно необходимых для них навыков. В этом процессе сложно не забыться и не позволить детям сесть на шею. А такие малыши еще большие манипуляторы, чем их обычные сверстники.

"Они чувствуют, когда кто-то дает слабину. Но меня отрезвляют родители: сами подходят и говорят, что нужно быть строже", – уточнила Марина, подчеркнув, что со временем научилась сочетать условные кнут и пряник, хотя все равно старается как можно чаще хвалить воспитанников.

Как и все дети, они порой ленятся делать отжимания или качать пресс. Но их можно мотивировать: "если сделаешь – пойдешь на батут". Также это хороший способ снизить перевозбуждение. Им нравится ощущение полета и возможность выполнять повторяющиеся действия. Но в этом деле, как и во всем, важно знать меру, если их не ограничивать, могут прыгать хоть весь день.

Фото: Kelly Sikkema/Unsplash.com

Непредсказуемая уникальность

Никто не знает, почему дети становятся такими. Наша героиня интересовалась у родителей, какие факторы могли привести к этому. Но никаких закономерностей нет. Есть даже случай, когда у мамы от разных мужей родились два ребенка с аутизмом, хотя все генетические анализы ни о чем подобном не говорили.

Некоторые родители отмечали, что спусковым механизмом могли стать прививки. Возможно, какие-то проявления были и раньше или дали бы знать о себе потом, но после вакцинации состояние ухудшилось.

Еще один папа признался, что "шаги назад" в своем развитии ребенок начал делать после перенесенной вирусной инфекции.

Но как бы там ни было, собеседница однозначно советует родителям отдавать таких детей в спорт. Результат рано или поздно приходит, конечно, по совокупности того, какие усилия прикладывают мамы и папы. Самый маленький воспитанник Марины через какое-то время начал разговаривать.

"Иной раз смотрю на девочку и думаю: адекватный ребенок. Возможно, это временно, но раньше таких чувств вообще не возникало. Видна огромная работа, проделанная родителями. Знаю, что они стараются всячески развивать своих детей, водят на плавание, к логопедам, психологам", – откровенничает собеседница.

Меж тем, по оценкам Марины, особенные дети склонны проявлять неожиданные умения. Недавно она дала своей воспитаннице теннисные мячи и предложила одновременно подбрасывать и ловить их руками. Ребенок с аутизмом легко начал повторять и делал это безошибочно. Ради интереса наставница проделала подобное с обычными воспитанниками: хорошо, если получалось у каждого третьего.

Фото: Ashton Bingham/Unsplash.com

12-летнему мальчику тренер предложила бросить баскетбольный мяч в умозрительное "кольцо" – квадратный турник, прикрепленный к стене. Он не смог попасть с нескольких попыток, а, повернувшись спиной, дважды подряд забросил не глядя.

Маму это не удивило, поскольку о необычных способностях говорил и тренер по футболу: подросток не может выполнить стандартные упражнения, но делает необычные вещи, которые не под силу другим.

Еще одна особенность, которую заметила специалист, – хорошо развитое периферическое зрение. Они никогда не смотрят прямо в глаза. Вроде стоят боком или даже спиной, но видят и повторяют все, что показывает наставник.

Марине иногда кажется, что нет грани того, что ее ученики могли бы не сделать в рамках своего возраста и с учетом особенностей. В самом начале наша героиня была готова отказаться от тренировок, полагая, что не сможет повлиять на развитие детей. Но через определенное время она стала замечать, как дети меняются буквально на глазах, и понимать, что ее труд приносит свои плоды. Состояние детей улучшается, поэтому тренер советует использовать любой шанс, который может изменить жизнь особенных детей и, соответственно, их родителей.

>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наш Telegram

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки