Соцпакет и обучение: в Барановичах сделали ставку на молодых специалистов

Освоить профессию фрезеровщика за три месяца можно на Барановичском автоагрегатном заводе. Спрос на таких специалистов на рынке труда высокий: во всей отрасли машиностроения не хватает рабочих рук.
Соцпакет и обучение: в Барановичах сделали ставку на молодых специалистов
Фото: БААЗ

Отечественное машиностроение сейчас переживает Ренессанс. Беспрецедентные санкции со стороны Запада открыли для многих то, что белорусская индустрия жива и на многое способна. Уникальность нынешней ситуации в том, что самое узкое место в реальном секторе экономики – дефицит рабочих – перешло в публичную плоскость.

Это заметно даже по объявлениям в общественном транспорте. Только за одну поездку можно насчитать более сорока сообщений о подобных вакансиях. И не только в Минске – схожие проблемы и в регионах.

В это же время в белорусском обществе ведется большая дискуссия о системе образования: она должна готовить кадры для реального сектора экономики.

Причины дефицита

Нехватка представителей рабочих профессий естественна. Урбанизации сопутствуют уменьшение рождаемости и желание основной части населения заниматься непыльной офисной работой.

Точно такие же проблемы испытывают и европейцы, и наши соседи на Востоке, находя выход в привлечении мигрантов.

Все мы понимаем, что кто-то должен привезти нас в тот самый офис и этот "кто-то" встает в три часа утра. Кто-то должен обеспечить нас теплом, водой. Да и чтобы заработал компьютер, его нужно подключить к источнику энергии.

Без рабочих специалистов можно повесить замок на двери и всех многочисленных белорусских заводов.

"Сержанты индустрии" и школа

Дефицит профессионалов был и в советское время. В те годы проблема решалась сразу по нескольким направлениям. Поднимался престиж рабочих профессий, их даже поэтично называли "сержантами индустрии".

Активно привлекалась молодежь из сельской местности, но к середине 1990-х годов этот поток иссяк.

Еще одним источником рабочих кадров была советская средняя школа, опыт которой сегодня часто возводится в абсолют. Многие даже призывают к нему вернуться.

Фото: БААЗ

Но и там были свои эксперименты, советская модель образования менялась со временем. С 1940 по 1956 год бесплатным, к примеру, было только обучение в первых семи классах, а за оставшиеся нужно было платить. То же самое касалось и вузов. Исключение делалось только льготникам или талантливым учащимся.

С 1956 года до начала перестройки и распада СССР школа действовала по единому алгоритму. После базовой восьмилетки примерно две трети учащихся шли в девятый класс, а родителям остальных директор школы объяснял, что по всем показателям их детям оставаться в школе противопоказано – нужно идти в ПТУ или техникум.

По этим вопросам конфликты были редкими. Практически все адекватно оценивали свои способности и возможности.

Это был не окончательный приговор тем, у кого в школе что-то не сложилось. Для желающих наверстать упущенное и получить образование существовали вечерние и заочные факультеты. Да и на предприятиях к тем, кто хотел учиться, относились доброжелательно – время, проведенное на сессиях в вузах, оплачивалось в размере среднего заработка.

Сегодня подобные ситуации выглядят как что-то нереальное. А ведь в истории Беларуси были высокие руководители, которые получили высшее образование, когда им было далеко за 30.

В одну реку дважды не войдешь

С позиции сегодняшнего дня советскую школьную систему сложно назвать идеальной. Но жесткость в подходах к обучению давала то качество образования, о котором многие сегодня вспоминают с ностальгией.

Если мальчики шли в девятый класс и готовились к поступлению в технический вуз, то физику и математику они должны были знать прекрасно. Для любой теоремы следовало уметь найти доказательство. На уроке физкультуры на турнике нужно было подтянуться 12 раз, меньше – было стыдно.

Фото: БААЗ

А сейчас из школьной программы по физкультуре исчезла ее основа – гимнастика. И после этого мы удивляемся, что большое число молодежи физически не выдерживает нагрузок на работе.

Советская школа в этом смысле базировалась на двух постулатах: в ней надо было учиться, и она была демократичной, в том смысле, который сформулировала английский премьер-министр Маргарет Тэтчер: демократия – право на неравенство.

Каждый выбирал свой путь во время учебы и по ее итогам мог предъявить претензии только себе: одни шли в ПТУ, а другие – в университеты и институты.

Теперь система образования снова стоит перед вопросом, как готовить кадры, необходимые реальной экономике.

Опора на "тысячники"

Анализ системы машиностроения не укладывается в какой-то единый алгоритм. Предприятия, находящиеся в столице или крупных городах, имеют свои бонусы и проблемы. Основа машиностроения не только у нас, но и во всем мире – предприятия, находящиеся в регионах. По своей сути они являются фундаментом и несущей конструкцией целой отрасли.

ОАО "Барановичский автоагрегатный завод" в этом смысле полностью подходит под определение "тысячника".

Спрос на продукцию предприятия такой, что практически на всех участках работа идет в три смены. А цеха, где размещено ключевое и новое оборудование, работают круглосуточно.

В такой ситуации рабочие руки лишними не бывают, поэтому кадровый вопрос на заводе открыт постоянно.

Фото: БААЗ

Коллектив постепенно расширяют: в 2022 году работников стало больше на 27 человек, а за первые девять месяцев текущего года – еще на 28. На 1 октября 2023-го на заводе работает более 820 человек.

Больше всего предприятию не хватает операторов станков с ЧПУ, станочников широкого профиля, фрезеровщиков, слесарей-сантехников. Предполагаемый заработок по этим профессиям сегодня – от Br1500. И такие цифры по зарплате – практически на всех машиностроительных заводах.

Нужно понимать, что на БААЗ платят не за время, проведенное на рабочем месте, а за конкретный результат. Поэтому, если захотеть, заработать на заводе можно и Br2500 в месяц, но для этого нужно будет постараться.

Так, однажды служба отдела труда и заработной платы провела эксперимент: работнику на смену выдали шагомер. Результат удивил: специалист находил между станками 25 тыс. шагов.

Обучение на месте

В поисках кадров завод сделал ставку на молодых специалистов: на работу принимают выпускников учреждений образования со всей Беларуси – из Могилева, Гомеля, Минска, Бреста, Пинска, Гродно и Бобруйска. С учебными заведениями Барановичей заключены договоры о сотрудничестве, направляются заявки на целевую подготовку специалистов с высшим и профессионально-техническим образованием.

Предприятие активно берет учащихся на производственную, технологическую и преддипломную практику, на лето трудоустраивает молодежь из студенческих отрядов в механосборочные цеха.

Фото: БААЗ

Руководство завода не пугает то, что у выпускников ссузов или специалистов с другой квалификацией, которых также ждут на предприятии, нет опыта работы металлорежущем оборудовании. Таких новичков в течение двух-трех месяцев обучают на производственной базе предприятия.

Соцпакет и премии

Предприятие предоставляет работникам соцпакет, в том числе медицинскую страховку и деньги на питание.

Молодые специалисты, которые пришли на обязательную отработку, получают ежемесячную материальную помощь, а остальные новые работники могут рассчитывать на дополнительное премирование в первые шесть месяцев работы. Эти нормы прописаны в коллективном договоре.

У работников завода также есть все шансы получить место в общежитии.

Как привлечь молодого специалиста

Для реального сектора экономики важно не только наличие молодых специалистов, выбравших рабочие профессии. Нужно еще мотивировать их задержаться на предприятии.

И без помощи государства здесь не обойтись. Тут не имеются в виду прямые финансовые субсидии, которые пошли бы на оплату труда, – этот рецепт не сработал ни в одной экономике. Но рассмотреть вопрос о льготном налогообложении, чтобы сэкономленные средства предприятие направило на повышение зарплат рабочих, вполне возможно.

Есть и другая проблема – не финансовая. Сегодня подготовка специалистов рабочих профессий осталась только на крупных государственных предприятиях, при которых функционируют профессионально-технические колледжи и лицеи.

Фото: БААЗ

Но у этой системы нет своего завершения: как только вы обучаете специалиста работе на сложных станках и механизмах, на горизонте сразу появляются "купцы", готовые переманить его более высокой зарплатой и другими социальными бонусами.

Какие условия нужно создать, чтобы молодые люди не только стремились освоить рабочее ремесло, но и остались на предприятии, которое дало им путевку в жизнь, – главный вопрос сегодня для всех руководителей в реальном секторе экономики.

>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки