Визитная карточка столицы встречает приезжих на Привокзальной площади. Символ популяризируют сувенирная продукция, открытки и марки. А когда-то "городские ворота" появились и на первой белорусской 200-рублевой купюре (банкноту вывели из обращения с 2001 года).
В 1950-е архитектурные близнецы стали еще и знаковым элементом восстановления города после войны, переняв историческую эстафету от деревянных башен старинного минского замчища.
Сначала воссозданию подлежал вокзал, а затем дело дошло и до фактурных высоток, венчающих пятиэтажки на въезде в столицу. "Ворота Минска" строили поочередно семь лет и фактически закончили лишь в 1954-м (с окончательным заселением), то есть 70 лет назад.
Трофейные часы и первый подъемный кран
Застройку всего квартала, с которого должен был начинаться послевоенный Минск, доверили мастерам из Ленинграда под руководством архитектора Бориса Рубаненко.
По старым фото видно, что при возведении использовали красный кирпич. Особенной эту стройку сделал и впервые смонтированный в Беларуси самонаращивающийся кран. Наличие "железки" позволяло быстро доставлять стройматериалы, после чего их подвозили к стройплощадке на грузовиках.
Тридцатиметровые башни включают 11 этажей (12-й – технический). В качестве "глаз" – трофейные немецкие часы (самые большие в городе) и герб БССР, который появился только через 10 лет.
В ходе реконструкции зданий в начале 2000-х модернизации подвергся и часовой механизм. Чтобы не заводить его несколько раз в день, устройство снабдили электроприводом.
Когда-то в 06:00 жильцов будил гимн СССР, но по многочисленным просьбам здешних ветеранов войны и труда обязательную музыкальную программу, которая мешала спать, убрали.
На башнях установили четыре скульптуры главных героев советского строя: в разные стороны на город смотрят военный, инженер, рабочий и колхозница высотой 3,5 м (как и диаметр циферблата часов). Фигуры из бетона быстро пришли в негодность. В 1970-е их демонтировали и сделали заново из более долговечного материала – силумина.
Первый ярус строений приспособили под торговлю (старожилы помнят магазин "Хлеб" с манящим ароматом в одном из домов), выше идут квартиры – их чуть меньше 50 в каждой из башен.
Горячая вода два раза в неделю
Первыми жителями высоток, как и сопутствующих пятиэтажек, становились семьи железнодорожников. Здесь же работали кассы и ведомственная поликлиника.
Изначально квартиры в башнях были коммунальными, но с раздельными санузлами, большой кухней и просторными комнатами. В условиях дефицита жилья таким условиям современники могли только завидовать. Паровое отопление, мусоропровод и горячая вода из крана пусть и два дня в неделю – невиданная роскошь в то время.
Во дворе за каждой квартирой был закреплен свой сарай для дров, которые использовали при готовке на кухнях. Когда провели газ, дворовые строения превратились в кладовки, пока их не снесли.
Архитектурных близнецов отличают и неочевидные детали. В доме на Кирова, 1, оказывается, есть узкий лифт – только для двух человек. В соседнем здании это пространство выделено под вентиляционную шахту, а две полноценные кабины встроены стену.
Высокие потолки, просторные подъезды и спрятанная во дворах зелень сопровождались ощущением вечной суеты из-за близости вокзала. Впрочем, проживание в самом центре города нивелирует многие издержки. А особый антураж и застывшая здесь история так или иначе находят своих поклонников.
>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber