Средний возраст водителей маршрутного такси в частных транспортных компаниях – 42 года, в государственных – 50 лет. А белорусов за "баранкой" все чаще заменяют мигранты.
У регулярных частных перевозчиков острая нехватка рабочих рук. Если соблюдать все нормы (речь о режиме труда и отдыха), то недостает 11 000 человек. Такие данные озвучила председатель Ассоциации профессиональных перевозчиков пассажиров (АППП) Екатерина Станкевич.
В отдельных компаниях ситуация очень тяжелая, в маршрутках буквально некому быть за рулем – у некоторых частников некомплект водительского состава доходит до 60%, пишет Office Life.
Польша и Литва "пылесосят" водителей
По словам главы АППП, с 2008 по 2018 год львиная доля рейсов в стране (80%) осуществлялась перевозчиками-нелегалами, после чего государство стало активно лишать не платящих налогов и сборов "бизнесменов" возможностей заработать.
Они не ушли с рынка, а стали постепенно выдавливаться из серой зоны в белую. Тем не менее на этом фоне продолжала усугубляться проблема с нехваткой кадров.
Причиной стали решения властей соседних Польши и Литвы упростить получение разрешения на работу для белорусских (и не только) водителей грузовиков. Произошло это не вчера и не год назад. В итоге сложилась пугающая ситуация.
Молодежь не идет, мигрантов за рулем все больше
"Если полностью соблюдать режим труда и отдыха, то нехватка водителей в частных перевозках составляет 60% – это 11 000 водителей. Средний возраст водителей у частника – 42 года, у государственного перевозчика – 50 лет", – привела данные Екатерина Станкевич.
По ее словам, из-за нехватки кадров перевозчики все чаще берут на работу мигрантов.
"Приезжие получают визы на строительство. А потом идут работать водителями. Что касается оплаты труда, то зачастую перевозчик сталкивается с дилеммой: меньше заплатить и взять менее опытного водителя либо сэкономить на запчастях. И то и то влияет на безопасность пассажиров", – поделилась глава АППП.
Она также отметила, что водителями маршруток практически не идут работать молодые люди.
"Профессия абсолютно не престижна. Сегодня водителя считают просто обслуживающим персоналом. Доход у него также небольшой. В среднем он зарабатывает 10% от выручки. Но далеко не все перевозчики могут столько платить. В итоге их заработок – от Br800 до Br1500", – привела цифры Станкевич.
Пассажиры хамят водителям, а те уезжают даже в ЛНР и ДНР
По уверению председателя организации, именно из-за нехватки водителей в Минске исчез 77-й маршрут, и в целом в городе стало меньше маршруток.
"У водителей нет желания работать при постоянном контроле и в постоянном стрессе от пассажиров, которые буквально не считают их за людей, пачкают и режут сиденья, не хотят пристегиваться, хамят", – рассказала Станкевич об отношении к водителям маршруток и самим транспортным средствам некоторых пассажиров.
В итоге часть людей из-за небольшой зарплаты перебирается за руль такси. Там их доход кратно возрастает. По словам Екатерины, порой до Br4000–4500.
Но иногда водители уезжают за рубеж, причем не дальнобойщиками в Литву или Польшу…
"Уезжают уже не только в Евросоюз, но и в такие регионы, как ДНР и ЛНР. Там зарплата водителя автобуса – ₽200 000 (около Br7000)", – заявила Станкевич.
По ее мнению, решить проблему с кадрами может такая мера, как установление для этой категории определенной минимальной зарплаты.
Кроме того, мотивировать оставаться в сфере перевозок способно и другое – возможность взять льготный кредит на жилье. Потому что по нынешним ставкам водителям не под силу платить по обязательствам.
>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber