
Николай Константинович Рерих оставил после себя огромное наследие.
Это более 5000 полотен, 14 книг сочинений, сотни статей об искусстве, археологии, а также заметки из путешествий.
И все равно он остается одним из самых загадочных творцов ХХ века. Об удивительном исследователе рассказывает корреспондент портала Tochka.by.
Как одновременно получить два высших образования
Николай Рерих родился в Санкт-Петербурге 9 октября 1874 года. Среди сверстников мальчик выделялся пытливым умом, целеустремленностью, а также страстью к живописи, географии и археологии.

К 16 годам юноша решил, что будет художником, но его отец, владелец нотариальной конторы, считал, что старший сын непременно должен стать юристом.
Николай выполнил отцовский наказ: он подал заявление в Императорский юридический университет. Но одновременно поступил и в Академию художеств.
Попал в мастерскую знаменитого живописца Архипа Куинджи, которого впоследствии считал одним из главных своих учителей. Именно Архип Иванович прививал навык не копировать природу, а выражать собственные мысли и чувства.
Академию художеств Рерих окончил в 1897 году. Его дипломную картину "Гонец. Восстал род на род" приобрел известный коллекционер Павел Третьяков.

На следующий год Рерих окончил и юридический университет.
Как развивалась творческая биография Рериха
Уже в студенческие годы Рерих стал членом Русского археологического общества, участвовал в раскопках в Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Смоленской губерниях. Записывал фольклор.
В 1899 году Императорское археологическое общество отправило его, 24-летнего юношу, в путешествие по восточной России для изучения древнейших памятников.
В этом туре Николай Рерих встретил свою будущую жену, верную попутчицу и единомышленницу – пианистку, писательницу и лингвистку, свободно владевшую несколькими языками, правнучку полководца Михаила Кутузова Елену Шапошникову.

В 1900–1901 годах Рерих жил в Париже, где работал в мастерских Пюви де Шаванна и Фернана Кормона.
А вернувшись в Россию, вместе с женой отправился в путешествие по более чем сорока древнерусским городам.
Создал серию этюдов, запечатлевших памятники зодчества, в том числе храмы Пскова, Ростова Великого, Изборска, Владимира, Суздали. В тот период героями его полотен были старцы, воины, святые, выходцы из народа. Тогда же он делал росписи, фрески и мозаики для церквей.

В 1904 году Николай Рерих принял участие во Всемирной выставке, проходившей в США. Затем посетил несколько европейских столиц: Берлин, Вену, Прагу и другие. Повсюду его работы встречали с восторгом.
Начиная с 1905 года Николай Рерих работал над оформлением оперных, балетных и драматических постановок: "Снегурочка", "Пер Гюнт", "Принцесса Мален", "Валькирия" и других.
Во время знаменитых "Русских сезонов" Сергея Дягилева в Париже в оформлении Николая Рериха проходили "Половецкие пляски" из "Князя Игоря" Александра Бородина, "Псковитянка" Николая Римского-Корсакова, балет "Весна священная" на музыку Игоря Стравинского, где Рерих был и соавтором либретто.

Театральные эскизы художника уже при жизни Рериха становились предметом коллекционирования и приобретались в музеи.
Как Рерих оказался отрезан от родины
В 1918 году из-за проблем со здоровьем (у художника была хроническая пневмония) Николай Константинович с женой и двумя сыновьями переехал в Карелию на лечение. Но когда Финляндия вышла из состава России и закрыла границы, семья Рерих неожиданно оказалась за рубежом и не смогла вернуться на родину.
Сначала художник проводил персональные выставки в столицах Скандинавских стран. В 1919 году Рерихи перебрались в Лондон. Спустя год отправились в США.

Выставки работ художника в течение трех лет прошли в 29 городах всех американских штатов. Это позволило Николаю Константиновичу заработать достаточно средств, для того чтобы отправиться в Индию и на Тибет.
Восток, и особенно Индия, давно манили художника. Уже в молодые годы Рерих изучал мифологию этой страны, ее фольклор, иллюстрации буддийской настенной живописи.
В 1923 году он отправился в Индию в составе Центрально-Азиатской экспедиции с супругой и сыном Юрием. Они изучали манускрипты, общались с местным населением, подробно описывали обычаи и традиции.
Юрий, владевший более чем 30 европейскими и азиатскими языками и диалектами, изучал местные языки.
Результатом поездки стали более пятисот полотен удивительной красоты, а также книги: "Алтай – Гималаи" и "Сердце Азии".

В 1934–1935 годах Рерих совершил вторую – Маньчжурскую – экспедицию: в Японию, Китай, Маньчжурию и Монголию.
В результате живописец решил поселиться в предгорьях Гималаев. Он купил дом в районе Кулу на севере Индии. Здесь же основал Институт гималайских исследований "Урусвати", что в переводе означает "Свет утренней звезды".

"Он был одним из наиболее впечатляющих людей, которых я когда-либо встречала, – отзывалась о нем Индира Ганди. – Он сочетал в себе современного ученого и древнего мудреца. Он жил на Гималаях много лет и постиг дух этих гор, отображая их бесчисленные настроения и сочетания красок".
В Кулу Рерих прожил до самой смерти.
Рерих и Беларусь
В 1903 и 1904 годах года Николай Константинович и его жена Елена Ивановна объездили города, богатые памятниками старины. Побывали они и в Гродно.
После этой поездки Николай Константинович написал картину "Древняя церковь около Гродно", на которой изобразил Коложскую церковь – жемчужину древнебелорусского зодчества XII века.
В статье "Записные листки художника ХХIХ" в 1907 году Рерих написал, что "по отношению ко всякому значительному памятнику старины нельзя понятие реставрации разуметь иначе как поддержание".
Упомянул он и Коложскую церковь, отмечая, что "в ней еще виден след украшателя" и что "она была устроена с особенным великолепием".
Николая Константиновича тревожила судьба этого памятника. "Если Коложской церкви суждено «поддержание», то в каких формах выразится оно?" – задавал он вопрос.
Рерих и мистика
Некоторые историки считают, что Николай Рерих настолько погрузился в изучение Востока, что стал буквально одержим идеей найти Шамбалу – мифическую страну, вход в которую, по мнению буддистов, могут увидеть только хорошие люди и где открываются все секреты мироздания.

Рерих всю жизнь искал вход в Шамбалу и верил, что достигнет цели. Экспедиции в Тибете часто проходили в экстремальных условиях: дули пронизывающие ветры, заканчивалась еда, гибли лошади, проводники отказывались идти вперед, но художник считал, что все это знаки, говорящие о том, что Шамбала близко.

Однажды утром он увидел в небе белый светящийся шар.
"В десять с половиной утра над станом при чистом синем небе пролетел ярко-белый сверкающий на солнце шаровидный аппарат", – написал он в своем походном дневнике.
Что это было, неизвестно, но оно заставило путешественника продолжить поиски, которые, впрочем, не принесли никаких результатов.

Известно, что чета Рерих занималась спиритизмом. Причем относилась к этому очень серьезно. В их знаменитых "столоверчениях" участвовали художники Александр Бенуа, Игорь Грабарь, меценат Сергей Дягилев, барон Рауш фон Траубенберг.
За чрезмерное увлечение восточной культурой и оккультизмом художника отлучили от церкви, а в народе называли антихристом.
Рерих и СССР
В 1926 году Николай Рерих, к тому времени бывший уже известным художником и общественным деятелем, по приглашению Максима Горького посетил СССР.
Николай Константинович привез в Москву послания от духовных лидеров буддизма и ящичек с землей. "Посылаем землю на могилу бога нашего Махатмы Ленина – примите привет наш", – говорилось в послании.
Во втором послании монахи сообщили, что готовы к переговорам с Советским Союзом об освобождении Индии, оккупированной Англией.
Советское руководство восприняло это как повод приобрести для страны союзников в Тибете и решить задачу по присоединению к СССР Монголии. Как пишут исследователи биографии Рериха, его самого интересовала возможность попасть через территорию Советского Союза в заповедный Тибет.

Руководство СССР к художнику относилось с недоверием по многим причинам: оставил страну после революции, нелестно отзывался о советской власти, долго жил в Америке, слишком свободомыслящий. Но разрешение на транзит экспедиции все же было получено.
После поездки в Москву уже на Западе поползли слухи о том, что Николай Рерих советский шпион.
В свое время руководитель пресс-бюро СВР Юрий Кобаладзе ответил на эти подозрения: "Никаких записей о том, что Рерих был нашим сотрудником или выполнял какие-то задания, в архивах Службы внешней разведки нет".
Совсем недавно Служба внешней разведки России рассекретила архивы, связанные с Николаем Константиновичем. Из документов ясно, что за ним следили как минимум пять разведок: советская, британская, германская, японская и американская.

Во время Второй мировой художник проводил в Индии персональные выставки, где продавал картины в пользу Красной армии и советского Красного Креста.
А уже после войны Николай Константинович запросил визу на въезд в Советский Союз, но 13 декабря 1947 года умер, так и не узнав, что в визе ему отказали.
Спасет ли красота мир
После ужасов мировых войн и революции в России Рерих настойчиво искал универсальную формулу спасения человечества и нашел ее: "красота спасет мир" – и это сделает искусство.

Идею он страстно проповедовал всю оставшуюся жизнь в своих книгах и творчестве. На основе выдвинутого им так называемого Пакта Рериха в 1954 году в Гааге был подписан акт Международной конвенции по защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.
"Свет искусства озарит бесчисленные сердца новою любовью. Сперва бессознательно придет это чувство, но после оно очистит все человеческое сознание. И сколько молодых сердец ищут что-то истинное и прекрасное! Дайте же им это. Дайте искусство народу, кому оно принадлежит. Должны быть украшены не только музеи, театры, школы, библиотеки, здания станций и больницы, но тюрьмы должны быть прекрасны. Тогда больше не будет тюрем…" |
Так писал Николай Рерих – одержимый человек, чьи идеи человечество, увы, пока не способно понять и поддержать.
>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber