Вывески с городами в "Минск Мире" оказались рекламой – что будет дальше

Александра Сивакова
(Обновлено: )
Жильцы домов уже потратились на "буквы", теперь им снова придется платить.
Вывески с городами в "Минск Мире" оказались рекламой – что будет дальше
Фото предоставлено собеседником

Не так давно жители "Минск Мира" столкнулись с проблемой: вывески с названиями городов на их домах признали рекламой. Теперь жильцам придется за них платить либо демонтировать надписи. Тоже за собственные деньги.

В редакцию Tochka.by обратился один из жильцов комплекса и поделился своей историей. Мы попытались разобраться на конкретном примере, почему обозначения признали рекламой и почему только сейчас.

Концепция застройщика

Застройщик комплекса "Минск Мир" изначально решил разделить его на кварталы в соответствии с частями света (Северная Америка, Европа, Азия и т.д). Дома здесь также называются в честь городов и столиц. На фасадах многих из них есть соответствующие вывески. Тематическое оформление и упоминание городов присутствуют и внутри домов. Все это является частью общей стилистики зданий.

Наш читатель Никита живет в доме по улице Кижеватова, 3б. Изначально на рендерах застройщика его дом был отрисован со словом "Ванкувер", однако итоговый проект был изменен, а вывеска с названием на здании не появилась.

Фото: Tochka.by
При этом внутри дома – в интерьере, на зеркалах, в лобби, на столе консьержа – прослеживалась символика с кленовым листом, названием "Ванкувер", а также с упоминанием квартала "Северная Америка".

Вывеску согласовали и установили за свои деньги

По словам Никиты, дома на Кижеватова 3а, 3б и 3в, имеют один и тот же план, а также внешний вид.

"У многих это вызывает путаницу. Не раз уже были случаи, когда не только гости, курьеры, но и сами жители путали свои дома", – рассказывает житель "Минск Мира".

В прошлом году собственники квартир дома решили все-таки установить вывеску с названием "Ванкувер" за свой счет. Размещением ее на фасаде занялась управляющая компания "Хэппи Планет". Установка была согласована в том числе и с Комитетом по архитектуре и градостроительству Мингорисполкома.

Документ предоставлен собеседником
"Тогда ни о какой рекламе, ни о необходимости согласования и регистрации вывески речи не шло. Об этом организация «Хэппи Планет» специально уточняла в комитете", – подчеркивает Никита.

Однако со стороны инстанции никаких возражений не последовало. Вывеску на дом установили.

Названия городов помогали ориентироваться

Сейчас Мингорисполком выдвигает требование, в котором говорится, что вывески с неймингом застройщика на фасадах домов в виде букв MW (Minsk World), а также названия городов на домах – реклама. Подобные требования получили около 60 домов комплекса, а это около 20 тыс. жителей.

Документ предоставлен собеседником
С тем, что нейминг домов – это реклама, люди не согласны.

"Название «Ванкувер», как и любое другое название города в «Минск Мире», не содержит упоминания застройщика, юрлица или бренда, призывов к приобретению товаров или услуг, а также контактных данных или иных коммерческих элементов. Почему тогда это считается рекламой?" – недоумевает житель "Минск Мира".

По его мнению, такие названия можно приравнять к табличкам с указанием адреса. Ведь это просто помогает ориентироваться среди домов и не несет рекламного функционала.

"Финансовую составляющую решения такого вопроса управляющая компания возложит на возмещение со стороны «собственников» данных вывесок, то есть обычных жителей дома", – добавляет Никита.

Таким образом, жильцы домов с вывесками понесут затраты либо за демонтаж, либо за согласование и сертификацию рекламы.

Что говорят в Мингорисполкоме?

За официальным комментарием и прояснением ситуации мы обратились в Мингорисполком.

"Названия городов на фасадах домов в «Минск Мире» – это информация, которая размещена на внешних сторонах дома. С этой целью она и была и создана. Законодательно ее никто не обязывал размещать. Это, так сказать, желание самого застройщика", – отмечает начальник отдела по контролю за рекламой и защите прав потребителей главного управления торговли и услуг Мингорисполкома Ирина Летняк.

По ее словам, такие обозначения размещены с целью формирования интереса и обозначения капитальных зданий.

"Допустим, если мы введем в поисковике «дом "Ванкувер"», то нам сразу же высветятся предложения с продажей квартир здесь. С адресом такого не будет", – поясняет специалист.

В законе есть определения объекта рекламирования и обязательной для размещения информации. Так, например, вывеска с названием торгового объекта – информация обязательная. Она размещается в соответствии с Законом "О защите прав потребителей".

Фото: Tochka.by
"В рассматриваемом случае информация с названиями городов на фасадах зданий не является обязательной. Да, возможно, это красиво и помогает ориентироваться. Но это наружная реклама", – добавляет Ирина Летняк.

Специалист подчеркнула, что для ориентирования используются адреса с названием улицы и номером дома.

Почему названия городов признали рекламой только сейчас

Как утверждает Ирина Летняк, вопрос с требованием признать нейминг домов в "Минск Мире" рекламой поднимался неоднократно и обсуждался на совещаниях в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли еще несколько лет назад.

А что касается ситуации с "Ванкувером", то регулятор МАРТ не считает это обозначение вывеской.

"В доме отсутствует объект, который требуется обозначить этим названием. Например, кафе или магазин. Комитет по архитектуре и градостроительству проверил крепление, сочетание цвета и размера. Не более того", – подчеркивает специалист.

Собеседница обратила внимание, что эта тема достаточно давняя.

"Просто на сегодняшний день мы довели до рекламораспространителей четкую позицию. И у них есть два варианта: либо демонтировать рекламные конструкции, либо оформить на них разрешительную документацию", – говорит она.

По ее словам, разрешительную документацию можно оформить в режиме "одно окно". Паспорт рекламы стоит примерно Br300. А затем ежемесячно нужно будет платить за саму информацию. Так, один "квадрат" рекламы в среднем обойдется от Br7 до Br10 с учетом понижающих коэффициентов.

Что говорит застройщик?

Также ситуацию с вывесками Tochka.by прокомментировал застройщик "Дана Астра".

"Решение об отнесении названия дома к наружной рекламе основано на разъяснениях Министерства антимонопольного регулирования и торговли. При этом МАРТ не принимал решения, рекламой какого именно товара, работы или услуги и какого именно лица является название дома", – отметили в компании.

По словам застройщика, данные конструкции домов являются имуществом совместных домовладений, а вопросы распоряжения и содержания вывесок относятся к компетенции организации, осуществляющей управление жилым зданием, то есть "Хэппи Планет".

Как утверждают в компании, именно участники совместного домовладения понесут расходы за демонтаж либо получение разрешения на размещение вывески как наружной рекламы.

Пострадают жители не только "Минск Мира"?

В "Дана Астра" еще раз напомнили, что нейминг домов, а также кварталов был задуман ими в целях упрощения навигации и ориентирования внутри жилищного комплекса.

"Нам не известны случаи, когда именно название стало основанием решения о приобретении квартиры или помещения. Эффективность названий домов и кварталов как рекламы для нас нулевая. Тем не менее мы принимаем решение регулятора как окончательное", – добавил застройщик.

При этом в компании обратили внимание, что названия домов в виде вывесок используются не только при застройке "Минск Мира", но также при возведении комплекса "Северный берег", на подъездах которого размещаются вывески с названием жилых домов.

Поэтому, по мнению "Дана Астра", такое решение регулятора в отношении вывесок затрагивает всех застройщиков, эксплуатирующие организации и домовладельцев в Беларуси.

>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки