Закатают в асфальт: узнали, из чего делают наши дороги

Илья Красовский
Нынешнего покрытия хватает на 5–7 лет, но ямы и колеи появляются порой не от возраста.
Закатают в асфальт: узнали, из чего делают наши дороги
Фото: Павел Русак / Tochka.by

В Год качества лучше всего оно ощущается на дорогах. И вопросов к ним хватает. Кто катался по дырявой "олимпийке" или держал трудный путь на север, тот поймет.

Журналист Tochka.by за чашкой кофе порассуждал с директором нефтебитумного завода, как сделать наши дороги лучше.

Учим матчасть

Самые крепкие дороги – бетонные: лет 30 продержатся без капитального ремонта. Только шумные, жесткие. Асфальтового же покрытия хватает в среднем на 5–7 лет.

Фото: Павел Русак / Tochka.by

Основа асфальта – битум: смолистое вещество из гудрона и тяжелых нефтяных остатков.

Фото: Павел Русак / Tochka.by

"Битум стареет под воздействием солнца и влаги. Больше всего покрытие добивают переходы «через ноль» – осенью и весной. В микротрещины попадает влага – вылезают выбоины", – рассказывает директор Нефтебитумного завода Александр Храмцов.

Фото: Павел Русак / Tochka.by

Нефтебитумный завод в Червене – самый крупный в стране по производству дорожных битумов.

Фото: Павел Русак / Tochka.by

Завод может производить топовый битум – модифицированный полимерами. Такое улучшенное покрытие прослужит в два раза дольше обычного. Например, трасса М4 строилась именно из модифицированных червенских битумов.

Ровная укладка

Хороший битум сделали. Дальше в дело вступают асфальтные заводы. Но многие из них уже морально устарели: могут перегревать битум, после чего тот во многом теряет свои свойства.

На этапе укладки что-то запороть уже труднее. Асфальт с добавками можно укладывать хоть зимой – при температуре до -10°C.

От плохого асфальта и образуются ямы. А вот колейность появляется, если работники расслабились или проектировщики неправильно рассчитали основание и подсыпку.

Но есть за что и хвалить наших дорожников – освоили технологию Slurry Seal. Это дешевый и надежный способ защиты асфальта.

Заключается он в том, что рабочие наносят тонкие слои износа из кашеобразной массы на основе битумной эмульсии. Легко перестилать этот слой через пару лет и не тратить госкубышку на капитальный ремонт дорог.

Экспортное качество

Нефтебитумный завод произвел для страны 113 тыс. тонн битума за 2023 год. Это треть от всей потребности нашего рынка.

Фото: Павел Русак / Tochka.by

Работает завод на максимуме. Но могут и еще поднажать – когда запустят установку для модификации битума. Целятся на российский рынок. Там модифицированные битумы в ходу и спросе.

Фото: Павел Русак / Tochka.by

"Для экспорта мы закупили специальное лабораторное оборудование – сертификации и контроля качества. В нашей стране за последние годы модифицированный битум не заказывали. Запрос только на обыкновенный", – продолжает Александр Храмцов.

Фото: Павел Русак / Tochka.by

Модифицированный битум не стоит сумасшедших денег. Для дорожных организаций Александр Храмцов даже подготовил сравнительный расчет. Оказалось, для тонны асфальта разница между обычным битумом и с полимерами – всего Br22.

Потратить больше сразу и получить задел на будущее – увы, такой логикой руководствуются не все дорожные организации.

Фото: Павел Русак / Tochka.by

А рецепт доброй дороги не такой и сложный. Модифицированный полимерами битум нужно, не пережигая, смешать на асфальтовом заводе, и уложить готовый продукт с правильными основанием и подсыпкой.

По вкусу можно добавить слои износа по заморской технологии.

Кататься подано.

>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки