В Год качества лучше всего оно ощущается на дорогах. И вопросов к ним хватает. Кто катался по дырявой "олимпийке" или держал трудный путь на север, тот поймет.
Журналист Tochka.by за чашкой кофе порассуждал с директором нефтебитумного завода, как сделать наши дороги лучше.
Учим матчасть
Самые крепкие дороги – бетонные: лет 30 продержатся без капитального ремонта. Только шумные, жесткие. Асфальтового же покрытия хватает в среднем на 5–7 лет.
Основа асфальта – битум: смолистое вещество из гудрона и тяжелых нефтяных остатков.
"Битум стареет под воздействием солнца и влаги. Больше всего покрытие добивают переходы «через ноль» – осенью и весной. В микротрещины попадает влага – вылезают выбоины", – рассказывает директор Нефтебитумного завода Александр Храмцов.
Нефтебитумный завод в Червене – самый крупный в стране по производству дорожных битумов.
Завод может производить топовый битум – модифицированный полимерами. Такое улучшенное покрытие прослужит в два раза дольше обычного. Например, трасса М4 строилась именно из модифицированных червенских битумов.
Ровная укладка
Хороший битум сделали. Дальше в дело вступают асфальтные заводы. Но многие из них уже морально устарели: могут перегревать битум, после чего тот во многом теряет свои свойства.
На этапе укладки что-то запороть уже труднее. Асфальт с добавками можно укладывать хоть зимой – при температуре до -10°C.
От плохого асфальта и образуются ямы. А вот колейность появляется, если работники расслабились или проектировщики неправильно рассчитали основание и подсыпку.
Но есть за что и хвалить наших дорожников – освоили технологию Slurry Seal. Это дешевый и надежный способ защиты асфальта.
Заключается он в том, что рабочие наносят тонкие слои износа из кашеобразной массы на основе битумной эмульсии. Легко перестилать этот слой через пару лет и не тратить госкубышку на капитальный ремонт дорог.
Экспортное качество
Нефтебитумный завод произвел для страны 113 тыс. тонн битума за 2023 год. Это треть от всей потребности нашего рынка.
Работает завод на максимуме. Но могут и еще поднажать – когда запустят установку для модификации битума. Целятся на российский рынок. Там модифицированные битумы в ходу и спросе.
"Для экспорта мы закупили специальное лабораторное оборудование – сертификации и контроля качества. В нашей стране за последние годы модифицированный битум не заказывали. Запрос только на обыкновенный", – продолжает Александр Храмцов.
Модифицированный битум не стоит сумасшедших денег. Для дорожных организаций Александр Храмцов даже подготовил сравнительный расчет. Оказалось, для тонны асфальта разница между обычным битумом и с полимерами – всего Br22.
Потратить больше сразу и получить задел на будущее – увы, такой логикой руководствуются не все дорожные организации.
А рецепт доброй дороги не такой и сложный. Модифицированный полимерами битум нужно, не пережигая, смешать на асфальтовом заводе, и уложить готовый продукт с правильными основанием и подсыпкой.
По вкусу можно добавить слои износа по заморской технологии.
Кататься подано.
>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber