
О ювелирах существует много стереотипов. Часто думают, что это пожилые люди, которые передают ремесло из поколения в поколение.
Но времена меняются – появляется много молодых мастеров, преобразуются и технологии этого искусства.
Герой нашего материала Павел Ярмолинский сначала искал свое призвание в танцах, но позже изменил вектор и подался в ювелиры.
Журналист Tochka.by поговорила с молодым человеком о том, почему кардинально сменить сферу деятельности нестрашно. Обсудили и нюансы работы, и реализацию творческого потенциала.
Из танцев – к созданию украшений
Дед Павла привил ему с детства любовь к ручному труду. Вместе они строили дачу и немного слесарили.
А в 16 лет парень начал танцевать и с головой ушел в творчество.

Постепенно команда начала выступать в клубах Минска, а потом долгое время ездила по разным контрактам за рубеж.
Спустя 10 лет танцевальной карьеры Павел приехал в столицу и понял, что у него пропало ощущение удовлетворенности.

Тогда Павел и начал искать работу, связанную с ручным трудом.
Сначала по знакомству пытался устроиться краснодеревщиком, но не сложилось. В тот момент дядя Павла рассказал ему, что в Минске расширяется ювелирная мастерская и им нужны ученики. Без вредных привычек.

Последняя для молодого человека была больше как хобби, а танцы все еще приносили основной доход.
Постепенно интересы менялись, и в итоге Павел полностью посвятил себя созданию украшений.
"Понял, что один из моих смыслов жизни в том, чтобы обучать и делиться информацией. В «ювелирке» этим можно заниматься", – добавляет наш герой.

Поиск "ювелирного икигаи"
Изначально Павел не делал акцент на развитии личного бренда. Но внезапно пришел коронавирус.
Молодой человек даже думал уйти в IT, однако вписался в бизнес-курсы.

Во времена коронавируса поехать куда-то в свадебное путешествие не было возможности, поэтому люди покупали более дорогие кольца.

Это стало толчком для Павла, после чего он начал расширять модельный ряд "обручалок" и с головой погрузился в дело.
Почему делать кольца на заказ дешевле?
При покупке ювелирного изделия в магазине важно узнавать стоимость за грамм. Цену можно сравнить с прайсом на золото в банках.
"Например, 1 г золота 583-й пробы стоит Br200. Не так давно видел в ЦУМе реплики «гвоздей» Cartier. Так, браслет весом 7 г со скидкой 80% стоил Br11 тыс. И цена за 1 г получалась около Br1,6 тыс.", – обращает внимание ювелир.

"Всегда советую молодоженам поискать золото у своих родственников, потому что бывали случаи, когда оно помогало сэкономить до Br3 тыс. Многие, наоборот, хотят сделать украшения именно из своего золота и так сохранить память", – рассказывает мастер.

Однако почистить изделия можно и в домашних условиях. В полстакана кипятка нужно добавить две ампулы нашатырного спирта, пару капель моющего средства и оставить золото в растворе на ночь.
Единственное, способ не подойдет для украшений с драгоценными камнями органического происхождения.
"Ювелиров не видно, но мы хотим это исправить"
В прошлом году по инициативе Павла была создана группа "Ювелиры Беларуси", где мастера со всей страны объединяются и делятся информацией.
Группа закрытая, но вступить в нее можно, написав молодому человеку.

Например, по его словам, многие ювелиры и ремесленники хотели бы работать с серебром, потому что это недорогой металл (1 г стоит $1), который хорошо ведет себя на теле.

По закону, без лицензии купленный драгметалл нельзя продавать и делать из него украшения. Кроме того, без специального разрешения люди не могут принести ювелирам изделия для нанесения пробы.

Павел же в основном работает с серебром и золотом, а еще использует для изделий стабилизированную древесину, кожу, каучук и другие материалы.
А что с рынком драгоценных камней?
Камни, с которыми можно работать в Беларуси, тоже регламентированы.
Есть драгоценные, полудрагоценные и поделочные. С последними двумя можно делать что хочешь.
А вот драгоценные камни первой категории – бриллиант, изумруд, сапфир и рубин – нельзя обрабатывать, покупать и продавать никому, кроме банков и ювелирных магазинов.

Есть целая серия украшений с "бабушкиными рубинами". Как правило, это кольца, изготовленные в советское время, с ярко-бордовыми камнями.

Павел уверяет: у каждого природного камня есть свои особенности, и они могут влиять на закрепку.
Так, есть мировой стандарт, согласно которому ювелир берет 10% стоимости камня и таким образом несет за него ответственность. Этот процент закладывается в гарантию: если камень вдруг потеряется, то мастер купит заказчику новый.
"Больше 10 лет в профессии, но еще учусь"
Отдушину Павел находит в техническом процессе – парня очень захватили закрепка камней и ручная гравировка.
Кроме того, в будущем он хочет проводить ювелирные мастер-классы на постоянной основе.

"Все зависит от целеустремленности человека, потому что «ювелирка» – очень обширное направление", – говорит он.

Ведь сначала нужно научиться чувствовать металл.
>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber