Властелин колец: история бывшего танцора, который ушел в "ювелирку"

Александра Сивакова
Молодой человек изготавливает обручальные кольца на заказ. Однако попал он в эту сферу абсолютно случайно.
Властелин колец: история бывшего танцора, который ушел в "ювелирку"
Фото: Павел Русак / Tochka.by

О ювелирах существует много стереотипов. Часто думают, что это пожилые люди, которые передают ремесло из поколения в поколение.

Но времена меняются – появляется много молодых мастеров, преобразуются и технологии этого искусства.

Герой нашего материала Павел Ярмолинский сначала искал свое призвание в танцах, но позже изменил вектор и подался в ювелиры.

Журналист Tochka.by поговорила с молодым человеком о том, почему кардинально сменить сферу деятельности нестрашно. Обсудили и нюансы работы, и реализацию творческого потенциала.

Из танцев – к созданию украшений

Дед Павла привил ему с детства любовь к ручному труду. Вместе они строили дачу и немного слесарили.

А в 16 лет парень начал танцевать и с головой ушел в творчество.

Фото: Павел Русак / Tochka.by
"На тот момент я не задумывался о своем икигаи [смысле жизни. – Tochka.by]. У нас формировалась команда по уличным танцам, и у каждого в ней была своя роль. Я взял на себя обязанность шить костюмы, делал интересные маски", – рассказывает собеседник.

Постепенно команда начала выступать в клубах Минска, а потом долгое время ездила по разным контрактам за рубеж.

Спустя 10 лет танцевальной карьеры Павел приехал в столицу и понял, что у него пропало ощущение удовлетворенности.

Фото: Павел Русак / Tochka.by
"Я выходил на сцену, отдавал энергию и получал ее обратно от людей. Зарабатывал деньги, но «чувства творца» у меня не было. И на вопрос «что я сделал?» отвечал себе: ничего. Ведь осязаемого продукта у меня не было", – отмечает парень.

Тогда Павел и начал искать работу, связанную с ручным трудом.

Сначала по знакомству пытался устроиться краснодеревщиком, но не сложилось. В тот момент дядя Павла рассказал ему, что в Минске расширяется ювелирная мастерская и им нужны ученики. Без вредных привычек.

Фото: Павел Русак / Tochka.by
"Раньше все ювелиры были в основном возрастные, и многие из них прикладывались к бутылке. В то время я параллельно работал и в клубах, и с «ювелиркой»", – вспоминает собеседник.

Последняя для молодого человека была больше как хобби, а танцы все еще приносили основной доход.

Постепенно интересы менялись, и в итоге Павел полностью посвятил себя созданию украшений.

"Понял, что один из моих смыслов жизни в том, чтобы обучать и делиться информацией. В «ювелирке» этим можно заниматься", – добавляет наш герой.

Фото: Павел Русак / Tochka.by
Сейчас Павел берет учеников, делится знаниями в Instagram, а также проводит мастер-классы по изготовлению обручальных колец.

Поиск "ювелирного икигаи"

Изначально Павел не делал акцент на развитии личного бренда. Но внезапно пришел коронавирус.

Молодой человек даже думал уйти в IT, однако вписался в бизнес-курсы.

Фото: Павел Русак / Tochka.by
"Когда искал, в каком направлении «ювелирки» развиваться, спросил совета у одного мастера. На тот момент я чувствовал нехватку мужских украшений, но в ходе разговора он сказал мне: «Свадьбы всегда были и всегда будут». Так я и начал заниматься обручальными кольцами", – делится собеседник.

Во времена коронавируса поехать куда-то в свадебное путешествие не было возможности, поэтому люди покупали более дорогие кольца.

Фото: Павел Русак / Tochka.by

Это стало толчком для Павла, после чего он начал расширять модельный ряд "обручалок" и с головой погрузился в дело.

Почему делать кольца на заказ дешевле?

При покупке ювелирного изделия в магазине важно узнавать стоимость за грамм. Цену можно сравнить с прайсом на золото в банках.

"Например, 1 г золота 583-й пробы стоит Br200. Не так давно видел в ЦУМе реплики «гвоздей» Cartier. Так, браслет весом 7 г со скидкой 80% стоил Br11 тыс. И цена за 1 г получалась около Br1,6 тыс.", – обращает внимание ювелир.

Фото: Павел Русак / Tochka.by
По его словам, зачастую дешевле прийти в ювелирную мастерскую и сделать украшение с нуля – даже с учетом покупки золота в банке получится выгоднее.

"Всегда советую молодоженам поискать золото у своих родственников, потому что бывали случаи, когда оно помогало сэкономить до Br3 тыс. Многие, наоборот, хотят сделать украшения именно из своего золота и так сохранить память", – рассказывает мастер.

Фото: Павел Русак / Tochka.by
Не у всех людей есть культура ношения украшений, потому принести грязную "ювелирку" в ремонт для некоторых – пока норма.

Однако почистить изделия можно и в домашних условиях. В полстакана кипятка нужно добавить две ампулы нашатырного спирта, пару капель моющего средства и оставить золото в растворе на ночь.

Единственное, способ не подойдет для украшений с драгоценными камнями органического происхождения.

"Ювелиров не видно, но мы хотим это исправить"

В прошлом году по инициативе Павла была создана группа "Ювелиры Беларуси", где мастера со всей страны объединяются и делятся информацией.

Группа закрытая, но вступить в нее можно, написав молодому человеку.

Фото: Павел Русак / Tochka.by
"Наша профессия очень скрытная. Обычно все живут по принципу «меня не слышно, не видно – и хорошо». Но в какой-то момент это может сыграть злую шутку – и без нас будут приниматься важные решения на государственном уровне", – считает Павел.

Например, по его словам, многие ювелиры и ремесленники хотели бы работать с серебром, потому что это недорогой металл (1 г стоит $1), который хорошо ведет себя на теле.

Фото: Павел Русак / Tochka.by
"Минфин относит серебро к драгметаллам, а если ты используешь его в работе, то сразу же нужно установить круглосуточную охрану за $1 тыс. и сейф пятой категории за $5 тыс.", – поясняет собеседник.

По закону, без лицензии купленный драгметалл нельзя продавать и делать из него украшения. Кроме того, без специального разрешения люди не могут принести ювелирам изделия для нанесения пробы.

Фото: Павел Русак / Tochka.by
"Даже по таким законам многие мастера продолжают работать с серебром. Изделия продают за те же деньги, но часть их не поступает государству. Так, наоборот, растет градус мошенничества", – заявляет ювелир.

Павел же в основном работает с серебром и золотом, а еще использует для изделий стабилизированную древесину, кожу, каучук и другие материалы.

А что с рынком драгоценных камней?

Камни, с которыми можно работать в Беларуси, тоже регламентированы.

Есть драгоценные, полудрагоценные и поделочные. С последними двумя можно делать что хочешь.

А вот драгоценные камни первой категории – бриллиант, изумруд, сапфир и рубин – нельзя обрабатывать, покупать и продавать никому, кроме банков и ювелирных магазинов.

Фото: Павел Русак / Tochka.by
"Если человек хочет, чтобы у него было кольцо с натуральным бриллиантом, я могу только подсказать, где его найти. Что касается остальных камней, то мы сотрудничаем с огранщиками, которые без проблем могут обработать любой камень", – рассказывает Павел.

Есть целая серия украшений с "бабушкиными рубинами". Как правило, это кольца, изготовленные в советское время, с ярко-бордовыми камнями.

Фото: Павел Русак / Tochka.by
"Это корунд – синтетический камень, который был популярен во времена СССР. Камень хороший и прочный, но никакой ценности он не несет. Я объясняю это ребятам и делаю из таких камней разные кулончики и амулеты", – подчеркивает собеседник.

Павел уверяет: у каждого природного камня есть свои особенности, и они могут влиять на закрепку.

Так, есть мировой стандарт, согласно которому ювелир берет 10% стоимости камня и таким образом несет за него ответственность. Этот процент закладывается в гарантию: если камень вдруг потеряется, то мастер купит заказчику новый.

"Больше 10 лет в профессии, но еще учусь"

Отдушину Павел находит в техническом процессе – парня очень захватили закрепка камней и ручная гравировка.

Кроме того, в будущем он хочет проводить ювелирные мастер-классы на постоянной основе.

Фото: Павел Русак / Tochka.by
На вопрос, сколько требуется времени, чтобы стать ювелиром, Павел отвечает, что все еще учится. Хотя трудится он уже больше 10 лет.

"Все зависит от целеустремленности человека, потому что «ювелирка» – очень обширное направление", – говорит он.

Фото: Павел Русак / Tochka.by
И все же, чтобы "схватить базу", достаточно одного года. Например, можно посадить мастера на ремонт, где он столкнется с огромным количеством различных задач.

Ведь сначала нужно научиться чувствовать металл.

>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки