Как говорил Фрейд, "единственное извращение - это отсутствие секса, все остальное – дело выбора каждого".
Журналист Tochka.by Николай Михновец поговорил с владельцем одного из минских секс-шопов, для которого это, прежде всего, бизнес, который, как и многие другие, перешел в формат ожидания.
Выручка упала, доставка подорожала
Собеседник рассказал, что, несмотря на падение доллара, поставщики подняли цены на товар, а стоимость доставки из-за взаимных ограничений со стороны ЕС и Беларуси выросла примерно в два раза.
В итоге увеличился конечный ценник, упал спрос и уменьшился средний чек. По оценкам предпринимателя, в апреле выручка снизилась на четверть по сравнению с этим месяцем годичной давности.
Хозяин секс-шопа отметил, что в конце февраля продаж не было вообще. Он связал это с характерным при нестабильности валют желании белорусов вложить "зайчики" в товары длительного пользования, например, в бытовую технику. Со временем покупатель начал возвращаться.
Дополнительные расходы связаны с открытием еще одного оффлайн-магазина. Он три месяца работал в минус, и лишь незадолго до кризиса вышел в ноль.
Уехал обеспеченный клиент
По словам собеседника, у белорусов традиционно вызывали интерес классические вещи: вибраторы, фаллоимитаторы, нижнее белье.
На общую картину продаж повлиял отток из страны состоятельных клиентов, "которые на цену особо не смотрели". Частыми покупателями были представители IT-сферы – они, как известно, массово подались на релокацию. Примерно 40% клиентов приходили повторно, и даже уже была база постоянных покупателей с системой бонусов.
"Сейчас наибольшим спросом пользуются товары низкого ценового сегмента. Одно дело, когда что-то стоило 200 рублей, а стало 300 – разница весомая. То, что поднялось с 15 до 20, по карману бьет не так сильно", – пояснил предприниматель.
Он также обратил внимание, что если раньше, например, покупали лубриканты премиум-качества (немецкие или американские), то сейчас, желая сэкономить, переходят на российские и белорусские.
Речь не идет об импортозамещении, аналоги были всегда, просто доля продаж была меньше относительно продукции средней и высокой ценовой категории, которая и делала основную кассу.
Есть еще относительный нюанс сезонности: впереди лето, а спрос при любых условиях увеличивался в холодное время года, когда люди, находясь дома, искали способ себя развлечь. К тому же зимой отмечают два знаковых праздника для двоих – Новый год и День влюбленных.
Оптимизм пока побеждает
Бизнес работает более семи лет, и, по словам собеседника, это самое сложное время, такого рода потрясений не было. Вопрос не только в происходящем, но и в непредсказуемости дальнейшего развития событий.
Как ни странно, но оставаться в деле заставляет сам бизнес. "Была бы возможность, я бы, наверное, уехал, но куда ж я х..ры [товары из секс-шопа - Tochka.by] свои дену. Если бы у меня были деньги, которые в товар вложены, может вопрос с закрытием бизнеса решился бы быстро", – со смехом замечает предприниматель.
Мысли о закрытии бизнеса возникают, но, будучи по натуре оптимистом, владелец секс-шопа старается их отгонять. Оптимизм основан на финансовых показателях: магазины (в том числе онлайн, с него все начиналось) работают более семи лет, и за счет бэкграунда приносят прибыль, правда, плюс уже не такой весомый, как раньше.
"Мы пока решили потерпеть полгода, будем оптимизировать расходы" – признался собеседник, добавив, что частный бизнес в этой сфере находится в такой же ситуации, как и любой другой. Единственное, чего бы хотелось частнику, – более постоянных условий для работы, устанавливаемых государством, чтобы они не менялись слишком часто и быстро.
>>> Больше интересных историй – подпишитесь на наш Telegram
Читайте также:
- В Гомеле составят эмоциональную карту города: что это такое
- Как перестать беспокоиться и продолжать жить – советы психолога
- Беларусь входит в топ-25 рейтинга самых комфортных стран для материнства