Путь Ильича: почему унывать не стоит (даже сегодня)

Дмитрий Растаев
Колумнист Tochka.by Дмитрий Растаев рассказывает, чему научил его кейс "вождя мирового пролетариата".
Путь Ильича: почему унывать не стоит (даже сегодня)
Фото: metodej/Shutterstock.com

22 апреля 1870 года в семье симбирского инспектора народных училищ родился мальчик, назвали его Володей.

Миру он запомнился как Владимир Ленин, обладатель множества титулов, порой взаимоисключающих – от "вождь мирового пролетариата" до "зачинщик октябрьского переворота", от "самый человечный человек" до "кровавый палач всея Руси". Сегодня об этой дате мало кто помнит, но когда-то все было совсем иначе.

Дедушка всея Совка

В советские годы 22 апреля не был государственным праздником, но дату эту знали все. А когда она выпадала на юбилейные годы, так ее еще и отмечали во всю ивановскую. В честь ленинских юбилеев по стране прокатывалась волна соцсоревнований.

Трудящиеся заводов и фабрик брали на себя обязательства досрочно выполнить к юбилею полугодовой план. В честь круглой даты в городах и селах проходили митинги и спортивные состязания. Причем, вакханалия эта охватывала не только взрослых, но и детей.

Человеку, родившемуся после 1991 года, трудно вообразить, что значил для советского ребенка образ Ленина. Это сегодня детей окружают смурфики, смешарики и прочие Гарри Поттеры. А в советское время вместо смешариков и смурфиков со страниц книг на детишек с хитрым прищуром глядел "дедушка Ленин". Ну, или Володя Ульянов – тот же дедушка, вид в детстве.

В детсадах ребятишкам читали рассказы про Ильича, заставляли учить стихи про него. "Всегда мы помним Ленина и думаем о нем, мы день его рождения считаем лучшим днем!"

Даже предисловие к "Букварю" так напутствовало первоклашек: "Ты научишься читать и писать, впервые напишешь самые дорогие и близкие для всех нас слова: мама, Родина, Ленин…" А школьные стены были увешаны плакатами с ленинскими цитатами типа "Учиться, учиться и учиться!"

А еще советским детям рассказывали, каким дедушка Ленин aka Володя Ульянов был честным, скромным и справедливым человеком. Как разбил графин и не спал ночами, пока не признался, что это он. Как бросил курить в один день. Как в парикмахерской отказался стричься без очереди. Как на охоте не стал стрелять в лисицу, сохранив ей жизнь. Супергерой, да и только! Капитан Америка в пролете.

Фото: Andrei Stepanov/Shutterstock.com
Впрочем, подобная тактика была палкой о двух концах. Да, с одной стороны, она задуривала детям головы идеологической фантастикой. Но с другой приносила и добрые плоды. Пусть образ "дедушки Ленина" был весьма далек от реальности, но представлен-то он был все равно позитивными примерами.

Так что советские дети воспитывались, в целом, на правильных месседжах: хорошо учиться, уважать родителей, быть смелыми, быть честными. Последнее сыграло парадоксальную роль в судьбе самого СССР: люди, с детства обучаемые не врать, чувствовали себя дискомфортно, когда вокруг стояло сплошное вранье, так что с советской властью в свой час они расстались без сожаления.

Пломбированный гриб

Да, добрый дедушка Ленин был тоже враньем, но широким массам это открылось много позже. Хотя наиболее любопытные, имея желание и время, открывали для себя правду еще в советские годы, причем без помощи "вражеских голосов".

Писатель Венедикт Ерофеев, автор легендарной поэмы "Москва-Петушки", в середине 1980-х составил сборник "Моя маленькая Лениниана", куда вошли цитаты, честно выписанные им из полного собрания сочинений Ильича. Хотя ПСС и стояло во всех библиотеках на видном месте, мало кто испытывал желание снимать его с полки, а уж тем более внимательно изучать. Но благодаря Ерофееву советский читатель узнал, каким в действительности был "самый человечный человек".

Оказалось, Ульянову-Ленину принадлежит масса любопытных цитат, таких, например, как "нельзя не арестовывать для предупреждения заговоров всей этой околокадетской публики. Преступно не арестовывать ее. Лучше, чтобы десятки и сотни интеллигентов посидели деньки и недельки. Ей-ей, лучше".

Или "все театры советую положить в гроб". Или "расстреливать, никого не спрашивая и не допуская идиотской волокиты". А вот и коронная: "Чем большее число представителей духовенства удастся нам расстрелять, тем лучше". И ведь все эти "арестовать" и "расстрелять" приводились в исполнение!

А потом слово взяли профессиональные историки, и широкая публика узнала, что после начала Первой мировой Ленин открыто выступал "за поражение своего правительства в войне", цинично ратовал за превращение "войны империалистической в войну гражданскую".

Фото: kzww/Shutterstock.com
Именно для реализации ленинского плана кайзеровская Германия, воюющая с Россией, помогла его группе проехать в пломбированном вагоне из Швейцарии в Петроград, при этом щедро ее финансируя: с февраля 1915 года до начала 1918-го большевики получили от немцев десятки миллионов дойчемарок.

Ну а дальше и вовсе выяснилось, что Ленин – ха-ха! – гриб.

В общем, со своего заоблачного пьедестала Ильич рухнул так же громоподобно, как за тридцать лет до этого рухнул Сталин.

Но если Сталина сегодня опять пытаются взгромоздить на постамент, то Ленина чтят только совсем уж ортодоксальные коммуноверы. Грубиян и невежда, правящий железной рукой, постсоветскому человеку все еще ближе, чем хитрован, мутящий революции на иностранные деньги.

Gloria mundi

Уж не знаю, почему, но пламенных чувств к Ильичу я не испытывал никогда. Даже в школьные годы, хотя они у меня пришлись как раз на советское время. Веселый нрав, данный мне от природы, не позволял принимать всерьез ту пафосную фальшь, что вбивали нам в головы день за днем.

Помню, в старших классах я даже отколол коленце, сняв с тумбы в школьном коридоре ленинский бюст и спрятав его за цветочные вазоны. Вся школа потом ухохатывалась на переменке, глядя, как Ленин выглядывает из-за бегоний, как Маугли из тропических зарослей.

Фото: baxys/Shutterstock.com
В общем, развенчание мифа о "самом человечном человеке" не вызвало у меня мировоззренческого кризиса. Зато вся эта история стала своего рода психологической прививкой от всех последующих культов личности, научив философски смотреть на всякого очередного "вождя".

Как бы вокруг ни воспевали тех или иных деятелей, как бы ни величали их отцами нации и светочами эпохи, я лишь посмеиваюсь, так как знаю: придет время и они тоже двинутся путем Ильича – с высокого пьедестала на свалку истории.

Человечество еще не знало исключений из этого правила – дутые авторитеты быстро сдуваются после того, как их перестают накачивать значимостью. Sic transit gloria mundi. Так что, слыша очередные панегирики в адрес а-ах каких человеков, я не парюсь и не унываю – и это пройдет. Не унывайте и вы.

*Мнение колумниста может не отражать точку зрения редакции

>>>Больше интересных историй – подпишитесь на наши Telegram и Viber

Загрузка...

Нет больше страниц для загрузки

Нет больше страниц для загрузки