Международный олимпийский комитет (МОК) готовится к выборам. Уже точно известно, что Томас Бах, который руководит организацией с 10 сентября 2013 года, в 2025-м покинет свой пост.
В списке претендентов на высокую должность зафиксированы семь человек.
Кто из них имеет реальные шансы на победу и какие от этого могут наступить последствия для Беларуси – в материале корреспондента портала Tochka.by.
Кем Томас Бах был для Беларуси
Нынешний президент МОК Томас Бах уже вошел в историю олимпийского движения. Со знаком "плюс" или "минус" – это категории оценочные и субъективные. Зависят от угла зрения.
Для спортивной общественности Беларуси и России он теперь воспринимается как чиновник, который ставил палки в колеса, ущемлял права и не пускал на Олимпийские игры.
Для многих других Бах останется в памяти как глава организации, которая лавировала между толерантностью, целесообразностью и политической конъюнктурой.
Для любителей собирать факты – это первый в истории немец и первый олимпийский чемпион, возглавивший МОК.
Кстати, многие атлеты, в том числе и белорусские, изначально рассматривали Томаса Баха как "в доску своего", поскольку он – выходец из профессионального спорта, а не функционер, бизнесмен или политик.
И действительно, Бах, свободно владеющий четырьмя языками, был приятным в общении, охотно откликался на приглашения приехать, к примеру, на церемонию открытия Олимпиады в Сочи или закрытия II Европейских игр в Минске.
Он общался с лидерами Беларуси и России, расхваливая спортивные и прочие достижения двух стран, обещая всяческую поддержку и укрепление сотрудничества.
А потом все пошло наперекосяк. Сперва взорвалась "допинговая бомба", потом начался вооруженный конфликт в Украине. Томасу Баху пришлось реагировать.
Сначала ударили по России. Из-за скандала, связанного с публикацией доклада о системе подмены допинг-проб на зимней Олимпиаде в Сочи, российскую делегацию на летние Игры в Рио-де-Жанейро урезали на треть.
В Пхенчхан, Токио, Пекин и Париж россиянам пришлось отправиться под нейтральным флагом и в усеченном составе.
Белорусов санкции накрыли после начала военных действий в Украине. Как результат, на ОИ-2024 отправились лишь 17 спортсменов в нейтральном статусе.
Минск и Москва на МОК и лично на герра Томаса Баха обиделись. Его обвинили в двойных стандартах, политиканстве и дискриминации спортсменов по национальному признаку.
В этих столицах уходу немца с поста руководителя МОК будут рады.
Кто самый неудобный кандидат в президенты МОК
В кресле президента МОК сам Томас Бах хочет видеть человека, который бы устроил всех основных игроков мировой политики. Задача по нынешним временам практически невыполнимая.
И все же присмотримся к тем, кто намерен баллотироваться на пост руководителя организации.
В качестве одного из главных претендентов называют главу Международной ассоциации легкоатлетических федераций (World Athletics) Себастьяна Коу.
Фигура приметная. Коу дважды завоевывал золото и дважды серебро на Олимпиаде в Москве и Лос-Анджелесе в беге на 1500 и 800 м.
Примечательно, что в 1980 году Коу "начхал" на официальное решение властей Великобритании бойкотировать Игры в столице СССР и отправился туда в нейтральном статусе.
В 2019-м перед легкоатлетическим матчем между командами Европы и США Себастьян Коу посетил Минск. В качестве почетного гостя президент World Athletics принял участие в церемонии открытия обновленного стадиона "Динамо". Выступил с речью, поблагодарил Александра Лукашенко за поддержку, которую "он оказывает спорту всю свою жизнь".
Затем были личная встреча с президентом страны и заверения в дружбе.
"Я уверен, что вы как лидер государства разделите мою точку зрения о том, что спорт помогает строить мосты между нациями, даже в самые сложные времена. Здесь мы чувствуем себя как дома", – сказал тогда Коу.
Времена и обстоятельства изменились кардинально. Теперь Себастьян яростно топит россиян, а заодно и белорусов, не допуская их к любым соревнованиям под эгидой World Athletics. Из-за этого ни один из легкоатлетов Беларуси и России не был допущен даже к отборочным состязаниям. А следовательно, и к ОИ-2024.
Если Себастьяна Коу изберут президентом МОК, то бан белорусам и россиянам гарантирован всерьез и надолго.
Есть, правда, несколько юридических зацепок. Глава МОК должен быть членом организации на момент избрания и в течение всего срока своего пребывания на посту президента.
Также представитель МОК, достигший 70 лет, теряет членство в организации, если только он не будет предложен исполкомом и избран сессией МОК на новый четырехлетний срок, который возможен только один раз.
Коу входит в организацию как руководитель World Athletics, но его полномочия истекают через три года. Да и возраст у него "критический": 67 лет. Игра на тоненького.
Впрочем, если кто-то очень захочет, необходимые правки в законодательную базу могут внести под персоналию.
Кандидаты со странной позицией
В ряд тех, кто не замечен в благосклонности к Беларуси и России, поставим также президента Международной федерации лыжного спорта и сноуборда (FIS) Юхана Элиаша, 60-летнего бизнесмена из Швеции. Организацию возглавляет с июня 2021 года.
Оппоненты критикуют его за жесткий стиль руководства, непринятие чужого мнения, закрытость и забюрократизированность в работе FIS.
Элиаш любит публично высказываться о важности соблюдения прав человека. Но белорусы и россияне не имеют возможности выступать на любых соревнованиях, проводимых FIS. Послаблений не ожидается.
Сюда же добавим и главу Международного союза велосипедного спорта (UCI) француза Давида Лапартьяна. Ему 51 год, руководит организацией семь лет.
Числится среди друзей Томаса Баха, пользуется его поддержкой. Предполагается, что в случае избрания на пост главы МОК будет следовать курсу своего предшественника.
Правда, некоторые считают, что у Лапартьяна больше гибкости и дипломатичности.
Наверное, именно поэтому UCI стала одной из первых федераций, которая после бана допустила белорусских и российских спортсменов до международных стартов. С оговорками о нейтральном индивидуальном статусе, но все же. Как следствие, россияне и белорусы даже смогли отобраться на Игры в Париже.
Кандидаты в кресло президента МОК от Азии
Темная лошадка предстоящих выборов – президент Олимпийского комитета Иордании Фейсал аль‑Хусейн, 60-летний принц, младший брат короля.
О его деятельности мало известно, но некоторые считают, что принц может привлечь в МОК новых спонсоров из арабского мира. Так что его избирательная кампания наверняка получится с материальным акцентом.
Среди достоинств Фейсал аль‑Хусейна называют его независимость и неангажированность мировыми политиками. Дескать, подкупать его нет смысла, в деньгах принц не нуждается.
Но сможет ли представитель Азии стать во главе МОК – большой вопрос. Такого в истории еще не было.
Географическая "неувязка" и в истории с президентом Международной федерации гимнастики (FIG) 65-летним японцем Моринари Ватанабэ. Хотя его это не смущает. Ватанабэ заявил, что хочет принять вызов и преобразовать МОК.
FIG Ватанабэ возглавляет с 2016 года. Под эгидой федерации находятся сразу несколько видов: художественная гимнастика, спортивная, прыжки на батуте, акробатика, спортивная аэробика.
В Беларуси глава FIG бывал неоднократно. Посещал международные соревнования по художественной гимнастике. Из рук президента страны Моринари Ватанабэ получил почетный знак "За заслуги в развитии олимпийского движения в Республике Беларусь", предсказал успехи белорусских спортсменов в прыжках на батуте.
Пытался отыскать компромиссы, но порой принимал противоречивые решения. Публично призывал учитывать мнения белорусских и российских спортсменов, но вводил против них санкции, повинуясь рекомендациям МОК.
Из-за двусмысленности ситуации и слишком тонкой восточной дипломатии главы FIG на Игры в Париж смогли поехать только батутисты.
Кто сохранит преемственность или устроит фурор
Завершим обзор представлением еще двух кандидатов на пост руководителя МОК.
Первый из них – 65-летний испанец Хуан Антонио Самаранч – младший. Его папа (полный тезка) был у руля МОК в течение 21 года.
Самаранч-старший прослыл успешным реформатором и бизнесменом, превратив Игры в привлекательное зрелище и коммерчески успешный проект. Он сумел вдохнуть новую жизнь в олимпийское движение, которое начинало постепенно угасать.
Многократно бывал в Советском Союзе, называя Москву своим вторым домом.
Приезжал он и в Минск. Именно в бытность Хуан Антонио Самаранча – старшего НОК Беларуси стал полноправным членом мировой олимпийской семьи, а страна получила право делегировать на Игры свою национальную команду.
Младший Хуан Антонио – вице-президент МОК. Внутренние механизмы организации знает досконально.
Унаследовал ли он миротворческие и коммерческие таланты отца, пока вовсе не ясно. Его позиция по поводу Беларуси и России не проглядывается.
И наконец последняя участница "битвы за олимпийский трон": бывшая пловчиха Кирсти Ковентри. Двукратная олимпийская чемпионка, а также обладательница четырех серебряных и одной бронзовой медалей Игр.
Самая титулованная спортсменка в истории Зимбабве, где ее считают едва ли не национальным сокровищем.
Сейчас Ковентри – член исполкома МОК, председатель комиссии спортсменов. Вся Африка, конечно же, будет голосовать за нее. Хотя статистика против. За 130-летнюю историю МОК во главе этой организации в абсолютном большинстве случаев были представители Европы. Женщины – никогда.
А, может, это будет новая страница в истории МОК и всего олимпийского движения?
Осталось ждать недолго. В январе 2025-го кандидаты представят свои программы. Выборы главы организации состоятся в марте того же года на сессии МОК в Греции.